Ви є тут

Социокультурные аспекты реформирования среднего образования

Автор: 
Саблина Анна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000326450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение................................................................3
Глава 1. Система среднего образования на современном этапе..............16
§ 1. Особенности современной социокультурной ситуации и
предпосылки школьной реформы конца 1980- 1990-х годов 16
§ 2. Содержание реформы конца 1980- 1990-х гг..........................41
§ 3. Современные проблемы среднего образования.........................49
§ 4. Итоги реформы.....................................................92
Глава 2.Социокультурная модель новой школы..............................119
§ 1. Поиск новой образовательной парадигмы............................119
§ 2.1 [енностное содержание новой парадигмы...........................126
Заключение..............................................................154
Список использованной литературы....,....,....,,........................160
3
Введение.
В условиях социальных трансформаций последних десятилетий особое внимание привлекает институт образования, акцентируется его активная роль в обществе. Изменение политической, культурной ситуации в мире и особенности развития российского общества предъявляют к образованию новые требования. Успешность экономических и политических реформ, интеграция России в мировое культурное пространство зависят от многих факторов; одним из наиболее значимых является соответствие системы образования современным требованиям. Это свидетельствует об актуальности осмысления современной ситуации в образовании, ведущих тенденций его развития.
Наибольшее значение на сегодня приобретает изучение среднего образования, гак как оно обязательно для всех граждан и, кроме того, охватывает важнейший период жизни человека - период становления его личности. Именно за годы обучения в школе происходит освоение богатств человеческой культуры, формируется представление о собственном предназначении, закладываются основы дальнейшего обучения и трудовой деятельности, воспитывается гражданская позиция. Среднее образование несет основную нагрузку по формированию типа личности того или иного общества.
С 1988 года российское образование находится в состоянии реформирования и сегодня необходимо подведение некоторых итогов. Очевидно, что реформирование школы не закончено, и ближайшей задачей для исследователей становится определение путей дальнейшего развития реформы опирающихся на анализ культурных и социальных тенденций, наметившихся во второй половине XX века.
Обращение к социологическим аспектам при анализе российского среднего образования, исследовании тенденций его дальнейшего развития тем более важно, что на сегодняшний день степень изученности проблемы представляется недостаточной.
16
Глава 1. Система среднего образования на современном этапе.
§1. Особенности современной социокультурной ситуации и предпосылки
школьной реформы конца 1980- 1990-х годов.
Во второй половине XX века началась особая стадия развития человеческого общества. За последние десятилетия предпринимались неоднократные попытки осмыслить новый опыт, найти человеку место в новой системе координат .
Еще В.И.Вернадский отмечал, что XX век - важная веха в истории человечества, так как именно в XX веке складываются предпосылки перехода на качественно новую ступень эволюции - вступления человека в ноосферу.1 Среди таких предпосылок В.И.Вернадский выделяет небывалый всплеск развития науки, в первую очередь, естественных наук. Действительно, наука, превращаясь в непосредственную производительную силу, начинает оказывать решающее воздействие на материальное производство.
Идеи В.И. Вернадского нашли свое продолжение в концепциях постиндустриального общества, авторы которых выдвигают в качестве критерия прогресса уровень развития науки и техники. Согласно этим теориям, вторая половина XX века, характеризующаяся качественно новым состоянием производительных сил, является началом нового этапа развития человечества. На этом этапе растет значение сферы услуг, а ведущую роль приобретают наука и образование. Не удивительно, что эта стадия получила также название информационного общества.
По мнению П. Дракера, если в XVIII веке использование знаний для разработки орудий труда привело к промышленной революции, знания, примененные непосредственно к трудовой деятельности, обеспечили революцию в производительности труда (конец XIX - начало XX века), то с конца XX века можно говорить о революции в управлении. Знание теперь используется для производства знания, «для отыскания наиболее эффективных спосо-
Вернадский В.И. Размышления натуралиста., кн.2 М., 1977. 192с. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989. 261с.
17
бов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов», что, как считает П. Дракср, и есть управление.1 Информационная революция меняет не только производственные технологии, но и всю социальную структуру.
Статус в обществе, индивидуальная мобильность все больше зависят от самого человека, в первую очередь от того, какими знаниями человек владеет и как их использует. На вершине пирамиды находится «новая интеллектуальная элита» - меритократия. Основная конкурентная борьба разворачивается в сфере науки и образования.
Капитал собственности или сословная принадлежность теряют свою роль при продвижении по социальной лестнице. Ведущее место занимает новый капитал - капитал престижного знания, капитал образования. Главным компонентом экономической системы становится человек, от его способностей, знаний, компетентности зависит эффективность производства, потому и образование сегодня - основной ресурс.
Необходимо при этом отметить, что новые социокультурные условия трансформируют саму систему образования. С одной стороны, ее задачей остается приток квалифицированных кадров в постиндустриальные сектора экономики, но, в то же время, видоизменяются ведущие цели образования, стратегия его развития. Информационное общество нуждается не просто в массовом профессиональном образовании, не в научении технологическим навыкам, но в развитии способностей работы с информацией - овладение способами обработки данных, систематизации, анализа, использования и сохранения информации.
Таким образом, информационная революция. изменение роли пауки и образования в общественной жизни - те условия, в которых человек существует и будет существовать в ближайшие десятилетия.
1 Дракер Г1. Посткапиталистическое общество// Новая постиндустриальная война на Западе: Антология. -М.: Academia, 1999. - С. 70 - 100