Ви є тут

Специфика социализации детей в современной сельской семье : на примере Республики Мордовия

Автор: 
Полежаева Алена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276818
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
1 Теоретико-методологические подходы к изучению процесса социализации детей в сельской семье..............................................13
1.1 Социализация детей в современной сельской семье как предмет социологии..........................................................13
1.2 Социологический анализ факторов социализации сельских детей 42
2 Социологическое исследование процесса социализации детей в современной сельской семье..........................................80
2.1 Эмпирическое исследование процесса социализации детей в современной сельской семье......................................................80
2.2 Пути оптимизации процесса социализации сельских детей..............102
Заключение............................................................119
Список использованных источников.......................................127
Приложение 1...........................................................141
Приложение 2...........................................................148
Приложение 3...........................................................162
Приложение 4...........................................................163
Приложение 5...........................................................164
Приложение 6...........................................................165
2
Введение
Актуальность темы исследования. Потребность исследования специфики социализации детей в современной сельской семье обусловлена проблемой, которая заключается в том, что российская семья переживает кризис, оказавшись в ситуации глобальных изменений социальной действительности и трансформации российского общества, выйти из которого может помочь исторический опыт, ибо сельская семья, сельские дети, сельская община были на протяжении нескольких столетий основной формой самоорганизации российского общества, являлись социальным капиталом всей России.
В сельской семье сегодня явно заметно нарушение закона соответствия социальной организации человеческому потенциалу. Последствия отступления от данного закона хорошо известны: в России всегда во всех возрастных группах сельских женщин рождаемость была выше, чем у городских женщин, сегодня же сложилась обратная тенденция. Подобные изменения произошли и с показателями, характеризующими средний размер семьи. Для сельского населения типичны такие показатели, как депопуляция, очень высокий уровень смертности и крайне низкий уровень рождаемости, широко распространенное одиночество среди пожилых людей, алкоголизм, присущий не только мужскому населению, но и женскому и подростковому.
Сейчас уже невозможно сказать, что сельская семья, по образному выражению отечественного социолога И. В. Бестужева-Лады, является «домашним университетом», в котором гармонично и естественно соединяются воспитание, обучение и труд. Полнота бытия сельского мира в России была надорвана не только урбанизацией, индустриализацией и информатизацией. В первую очередь сельские жители не могут прийти в себя от образовавшегося моральнопсихологического вакуума, вызванного отсутствием конструктивных ценностей социальной жизни, способствующих единению сельской субкультуры. Им крайне тяжело привыкать к идее, что рыночная цивилизация должна быть обязательно агрессивной и жестокой. Жизнедеятельность современной сельской
Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно-идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира [37,48].
Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.
По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве; социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей [142, 317].
Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих асоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.) [133,218].
Здесь следует отметить, что в данной работе имеется в виду, прежде всего, социализация первичная, ранняя, т. е. процесс формирования ребенка и его становления как личности; приобретение им типичных для ребенка из сельской семьи характеристик и в то же время определение собственного «Я».
Я. Щепаньский в самом общем виде термин «социализация» определяет как «влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обще-
ственной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [157, 51]. Это понятие близко к русскому слову «воспитание».
Традиционное понимание воспитания можно найти у В. И. Даля: «воспитывать - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении - вскармливать, кормить и одевать до возраста; в высшем значении - научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» [38-1,249].
Также разнообразна трактовка термина «воспитание» и в современном русском языке:
• навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни [72,65; 97,98];
• процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [21, 151].
Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
Поэтому И. С. Кон определяет слово «социализация» как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности [59,20].
В рамках общего процесса социализации выделяются более частные субпроцессы. Ядром направленного воспитания является образование, т. е. процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных цен-