Ви є тут

Трансформация казахстанского общества, проблемы социально-политического реформирования : Социологический анализ

Автор: 
Ипполитова Тамара Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272130
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3-13
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальных изменений в постсоветских странах
1.1. Глобализация как вид современных социальных изменений
1.2. Теории модернизации и социальные трансформации в постсоциа диетических странах
1.3. Трансформационные процессы в Казахстане в свете концепции «волн демократизации»
1.4. Влияние государства на формирование институтов гражданского общества в Казахстане
Глава II. Процесс социально-политического реформирования казахстанского общества
2.1. Стратегия социально-политического реформирования Республики
Казахстан 95-111
2.2. Изменения в социальной сфере казахстанского общества 111-129
2.3. Отношение населения Северо-Казахстанской области к проводимым социально-политическим реформам в Казахстане 129-147
Заключение 148-152
Список литературы 153
Приложения 168
14-33
33-54
55-75
75-94
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные изменения последнего десятилетия XX века отождествляются с таким процессом как глобализация.
Процесс глобализации носит объективный естественно-исторический характер, вызывая, с одной стороны, дальнейшее прогрессивное развитие западных постиндустриальных стран, а с другой - глубокие трансформационные сдвиги в развитии стран с незавершенной модернизацией, в том числе в бывших социалистических странах.
Изменение постсоветского общества конца XX века демонстрирует своеобразный путь следования основным тенденциям эволюции современного мира. Оно явилось объектом воздействия модернизации и трансформации, последовавших за переменами в системе власти конца 80-х начала 90-х годов. Процессы экономической и культурной модернизации либерального типа оказались неотделимыми от процессов общественно-политической трансформации. Модернизирующие трансформации составили содержание глубоких изменений в истории всех постсоциалистических государств в последнее десятилетие, которое можно обозначить как решающую фазу цивилизационного перехода и утверждения нового общественно-политического строя.
В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где уже можно говорить о переходе стран региона к этапу консолидации сложившейся общественной системы, в постсоветских республиках, в частности, в Казахстане, этого еще не наблюдается. Однако и здесь уже возникла институциональная основа экономики смешанного типа и новое соотношение форм собственности, идет процесс осуществления коренных перемен в структуре занятости, иерархии ценностей. Переходный период сопровождается кризисным состоянием экономической и политической сфер жизни. Отличительными чертами новой общественной системы явилась поляризация доходов и жесткая социально-
17
Т.Парсонс (1966), экономист У.Ростоу (1960), антропологи М.Салинс и Р.Сервис (1960) продолжали разрабатывать эту проблему.
Социальные изменения как фундаментальная проблема продолжает рассматриваться и позже. К.Поппер, известный американский ученый, философ науки, например, на основе философской перспективы считал социальное развитие по определению непредсказуемым, поскольку на него воздействует рост знаний, который сам но себе непредсказуем. Более того, он отмечал, что развитие - уникальный исторический процесс. Его можно описывать различными способами, но нельзя объяснить с точки зрения какого-либо универсального закона, объясняющего повторения лишь идентичных, а не уникальных случасв[216, с.52]. В соответствии с аргументами К.Поппера, развитие любого общества изменяет условия развития другого и невозможно повторить данный процесс. Этот тезис совершенно иначе использовал Г.Франк, доказывая, что развитие промышленно развитых обществ предполагало недоразвитость других. Согласно Э.Гелнеру, временной ряд стадий социального развития в эволюционной теории либо избыточен (если идентифицированы механизмы, источники или причины изменения), либо недостаточен (расположение чего-то в последовательности не делает его объясненным). Социологи также попытались скорее выстроить гипотезу относительно общих причин социального изменения в рамках обществ, чем подвести их историческое развитие под эволюционный закон. Они по-разному связывают явления с технологическим развитием, социальным конфликтом, неинтегри-рованностью частей социальной структуры или культуры общества, потребностью в адаптации в рамках социальных систем, воздействием идей и систем верований на социальную деятельность. Эти теории направлены на поиски причин социального изменения. Они не стремятся предсказывать курс истории человечества, но дают более или менее полезные предположения о корнях изменения при исследовании какого-либо социального процесса.
Теория социальных изменений служит для объяснения таких процессов, как образование и распад социальных систем, организаций, социальных ин-
18
ститутов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В наши дни лишь очень немногие общества не ощутили хотя бы некоторого воздействия современной индустриальной цивилизации.
Особый интерес представляют изменения, 90-х годов XX века, когда человечество вступило в абсолютно новую фазу своего развития, именуемую глобализацией. Глобализация - это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.
Концепции глобализации выделяются из числа различных радикальных концепций, а также концепций пост-и радикализированного модернизма[ 131, с.288]. Они выражают собой обоснование версий развития социальной системы.
Среди ученых, занимающихся данной проблемой нет единого мнения ни по определению самого термина «глобализация» (В.Иноземцев, Р.Робертсон, В.Рукавишииков, Ф.Юрлов), ни по вопросу о том, является ли данный процесс положительным или отрицательным. Тем не менее, процесс глобализации считают сложным и противоречивым процессом и как явление само по себе не вызывающим сомнений (Э.Гидденс, А.Ковалев Н.Косолапов,
А.Панарин, Р.Робертсон, В.Яновский).
Острая научная дискуссия развернулась относительно определения момента возникновения процесса глобализации. Историки (Ф.Бродель) настаивают на характеристике глобализации как одного из многих этапов многовекового развития капитализма. Экономисты (П.Друкер, Т.Левитт, К.Оме) считают, что процессы глобализации начались с транснационализации финансовых рынков. Политологи (С.Хантингтон, Г.Шуман) связывают появление глобализации с распространением демократических принципов и институтов по всему миру. Культурологи (П.Бергер) связывают ее с универсализацией и вестернизацией культуры, определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, то есть с началом распространения влияния Запада на остальной