2
ПЛАН РАБОТЫ.
Введение
Глава I. Феномен диалога в структуре современного социально- 15 гуманитарного знания
1.1. Система исходных дефиниций 15
1.2. Социологический и культурно-исторический аспекты диалога 32
Глава II. Диалог и его роль в процессах социализации и 46
интериоризации
2.1. Диалог и процессы интериоризации. 46
2.2. Речевое и пралогическое мышление и их отношение к 65 диалогической речи
Глава III. Социальная технология «Внутри и вне диалога» 83
3.1. Диалог как социокультурный процесс современного 83
общества
3.2. Диалог с точки зрения эмпирической социологии и 95
практической социальной психологии
Заключение 109
Библиография 116
Приложение. Диалог как современная социальная технология 131
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования обусловлена социальной востребованностью современных социальных технологий, обеспечивающих создание эффективных путей и рекомендаций ведения конструктивного диалога, который является не только основной составляющей любой социокультурной коммуникации, но и доминантной составляющей всех современных социальных институтов.
Эта востребованность многократно усилена в последнее десятилетие стремительностью и радикальным характером социокультурных и цивилизационных процессов, идущих и в нашей стране, и во всем мире. Подтверждением чрезвычайной актуальности темы исследования является факт провозглашения Организацией Объединенных Наций 2001-го года -годом диалога.
Востребованность результатов исследования по проблеме диалога имеет место как в плане прикладном, то есть для конкретных утилитарнопрактических целей, так и в общетеоретическом плане для научного обоснования тех выводов и положений, которые ложатся в основу практических рекомендаций, связанных с поисками взаимопонимания, столь необходимого в обществе в условиях активно идущих процессов адаптации населения России к трансформирующемуся обществу и с направленной социализацией подрастающих поколений.
К числу таких утилитарно-практических социальных факторов, обусловивших актуальность и востребованность исследуемой темы, относятся:
Актуализация проблемы теоретического анализа процесса становления новой ментальности, формирующейся через диалог культур и цивилизаций, через диалог народов и времен на основе интеграционных троцессов устойчивого развития стран и народов;
17
функционировании аналогичную гой, которую играет разум человека в его организме» [3].
Э. Тоффлер, показывая изменение структуры сил в мире, называет символом Первой волны - мотыгу, символом Второй - конвейер, символом Третьей - компьютер, и отмечает то, что быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования - создание и эксплуатацию знаний: «Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру. (...) Новая цивилизация имеет свое специфическое мировоззрение, свои способы контакта со временем, пространством, логикой и причинно-следственными связями, а также собственные принципы управления будущим» [4].
Такие масштабные перемены не могут не вызвать глобальных изменений в жизни подхваченных новой волной людей, взрослых и детей, а именно, изменений в семейных отношениях, в стиле работы, в любви, в сознании и в общении:
Волна новой цивилизации принесла поколению взрослых, поколению молодежи и поколению детей трудности разного плана. События последнего времени поставили человека перед острой необходимостью быстрой адаптации (но такая социо-биологическая система как человек характеризуется весьма длительным временем адаптации), а также серьезно пошатнули представление взрослого поколения о будущем их социумов и культурных миров как о продолжении настоящего, создав трудно вообразимый новый стиль и образ жизни, отличный от настоящего.
3 Моисеев Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия), Вопросы философии, №3, 1991, с.3-28.
4 Тоффлер, там же.
18
Дети же оказались в достаточно трудном положении оттого, что ослабло звено, связывающее их с социумом, с культурой, оттого, что неуверенно стали чувствовать себя взрослые, через которых и происходит врастание ребенка в культуру (ибо родители оказались перед необходимостью передачи детям таких культурных норм и стандартов поведения, которых они сами еще не знают). Как говорит Зинченко, «драма развития остается драмой вживания человека в мир, обживания, одухотворения его и вживления мира в человека»[5ф
Онтологическое значение социума для развития подрастающих поколений в процессе современных изменений приобрело новые особенности, существенно углубив те, о которых в 20-30 гг. писал Л.С. Выготский: «социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок; с другой стороны, на достижение необходимого социального уровня направлено все развитие ребенка. Здесь начало и конец, альфа и омега. Хронологически все три момента этого процесса можно изобразить так: 1) неприспособленность ребенка к социально-культурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации). То, что отношения личности к среде стоят в начале (1) и в конце (3) процесса,
5 Зинченко В. П. От классической к органической психологии/Вопросы психологии. 1996. №6, с.24
- Київ+380960830922