Ви є тут

Базовые ценности населения: сравнение россиян с жителями других европейских стран

Автор: 
Руднев Максим Геннадьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293679
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................................4
Глава 1. Сравнительные эмпирические исследования ценностей: аналитический обзор.................................................................... 7
1.1. Различные подходы к определению понятии «ценности» в социологии...............7
1.1.1. Понятие ценностей в теории структурного функционализма....................9
1.1.2. Понятие ценностей в исследованиях Рокича.................................11
1.1.3. Понятие ценностей в подходах Г. Хофстеде и Р. Ииглхарта..................14
1.1.4. Понятие ценностей в теории 111. Шварца...................................16
1.2. Эмпирические сравнительные исследовании ценностей............................18
1.2.1. Ранние антропологи.......................................................19
1.2.2. Исследования национального характера (от А. Инкелеса до Р. МакКре).......20
1.2.3. Гарвардское исследование пяти культур (Ф. Клакхоп и Ф. Стродбек).........24
1.2.4. Прикладной подход к изучению ценностей (Ф. Тромпенаарс)..................27
1.2.5. Культурные синдромы в исследованиях Г. Триандиса.........................28
1.2.6. Подход М. Рокича к изучению ценностей и исследования его продолжателей 31
1.2.7. Исследование трудовых ценностей менеджеров по методологии Г. Хофстеде 33
1.2.8. Социальные аксиомы М. X. Бонда и К. Леунга...............................39
1.2.9. Всемирное исследование ценностей и исследования Р. Инглхарта.............41
1.2.10. Исследования базовых жизненных ценностей Ш. Шварцем.....................49
1.3. Российские исследовании ценностей............................................58
1.3.1. Диспозициониая теория В.А. Ядова.........................................58
1.3.4. Исследование «Наши ценности сегодня» И.И. Лапина.........................60
1.3.2. Исследования ценностей, проведенные Фондом «Общественное мнение».........61
1.3.3. Исследование «Томская инициатива»........................................66
1.3.5. Другие исследования ценностей............................................67
Глава 2. Методология исследования...................................................74
2.1. Методическая п эмпирическая база исследовании................................74
2.2. Ценностные показатели........................................................79
2.3. Общая стратегия анализа данных...............................................89
2.4. Статистические методы, применяемые для анализа данных........................90
Глава 3. Базовые ценности среднего россиянина по сравнению с ценностями средних представителей других европейских стран: анализ агрегированных данных.................................................................. 94
3.1. Иерархия ценностей средних представителей России к других европейских
стран.................................................................................94
3.2. Сравнение среднего представи тели России со средними представителями друз их европейских стран ко выраженности 7 ценностей.......................................98
3.3. Сравнение среднего представителя России со средними представителями других стран по ценностным осям...........................................................104
3.4. Сравнение среднего представи теля России с ценностями средних представителей других стран по исходным ответам...................................................106
3.5. Ценностная типология средних представителей различных стран и дистанции между средним россиянином н средними представителями европейских стран.............107
2
Глава 4. Сравнение базовых ценностей населения России и других стран на уровне индивидов: кластерный анализ.............................................113
4.1. Построение кластеров..................................................113
4.2. Описание выделенных кластеров.........................................116
4.3. Распределение представителей различных стран по ценностным кластерам..119
Глава 5. Влияние страны проживания и социально-демографического состава населения на базовые ценности: регрессионный анализ.....................124
5.1. Построение регрессионной модели.......................................124
5.1.1. Признаки, которые могут быть только причинами жизненных ценностей.124
5.1.2. Признаки, которые могут быть как причинами, так и следствиями жизненных ценностей..............................................................131
5.1.3. Признаки, которые являются скорее следствиями жизненных ценностей.143
5.1.4. Модель детерминации базовых жизненных ценностей...................145
5.2. Результаты регрессионного анализа.....................................149
5.3. Российская модель детерминации ценностей..............................155
Заключение..................................................................157
Библиография................................................................ 161
Приложение..................................................................176
контексте (то есть высока вероятность их активизации) и насколько важны для действующего субъекта» (Schwartz, 2007).
Шварц критиковал Рокича за его разделение ценностей на терминальные и инструментальные. Проведя эмпирическую проверку в разных странах, он обнаружил, что там, где все ценности были сформулированы как герминальные (в Финляндии и Гонконге), они получали те же оценки, что и другие ценности (Schwartz & Bilsky, 1990). Кроме того в дальнейших исследованиях (Schwartz, 1992) было показано, что разделение на терминальные и инструментальные ценности сводится лишь к форме предлагаемых для оценки слов: первые - существительные, а вторые - прилагательные. Такие различия Шварц отметает как несущественные, говоря, что дело не в форме вопроса, а в содержании каждой ценности, и поэтому привязка одних содержательных ценностей исключительно к инструментальным, а других - исключительно к терминальным представляется ошибочной; а единственное различие между ними - в степени важности данной ценности.
По большому счету, Шварц немногим дополнил существующие теоретические разработки понятия ценностей - однако он собрал все существенные идеи, рассеянные но научной литературе за 30 лет, обновил и дополнил инструментарий Рокича с учетом большинства критических замечаний и провел эмпирическую проверку этих обобщений, в результате получив универсальную теорию базовых жизненных ценностей.
Размытость понятия «ценности», которую отмечают все исследователи от К. Клакхона в 1951 г. до UJ. Шварца в 1992 г. и авторов обзоров в 2003 г., до сих пор представляется действительно большой проблемой, поэтому определение Шварца, объединяющее множество предшествующих, является на сегодняшний день наиболее адекватным и признанным, представляя собой компромисс, дающий возможность относиться к термину «ценности» как к научному понятию.
С момента появления понятия ценностей в социологии состоялся переход от ценностей-предметов (у Томаса и Знанецкого) к ценностям-установкам (у Олпорта), ценностям-представлениям (у Клакхона), ценностям-убеждениям (у Рокича). Понятие ценностей на сегодня превратилось в широкий конструкт с многими подвидами, такими как трудовые ценности, экологические ценности и так далее. Интегрирующим понятием, задающим цели для всех этих подвидов, является понятие базовых жизненных ценностей.
1.2. Эмпирические сравнительные исследования ценностей
В этом разделе мы опишем различные сравнительные эмпирические исследования ценностей и близких к ним явлений, то есть исследования, сосредоточенные на
18
эмпирической фиксации культурных и/или страновых различий, проведенные по единой методике в разных культурах. Каждый подраздел строится по одной схеме - сначала описываются особенности теоретического и методологического подхода, ценностные координаты (параметры) и методология эмпирического исследования, затем описывается конкретное расположение культурных/страновых групп в системе этих координат, закономерности их расположения, а также корреляты ценностных координат, и, наконец, положение России в этих измерениях (если она была включена в исследование).
Заметим, что страна и культура далеко не всегда тождественны. В соответствии с темой исследования нас интересуют в первую очередь именно межстрановые различия в ценностях. Почти все описанные ниже исследования посвящены межкультурным сравнениям, однако фактически сравниваются населения различных стран. В отдельных случаях авторы разводят понятия культуры и страны, но даже в этих случаях описывают и основываются на межстрановых различиях. Насколько это корректно, насколько страна и культура совпадают - вопрос эмпирический. Как мы показали на примере сравнения русскоязычных и титульных групп населения различных стран, в четырех из пяти случаев страна оказалась болсс важным фактором в определении ценностей респондента, чем его языковая принадлежность (Руднев, 2009). Другими словами, очень часто «страна» и «культура» не совпадают, но при этом выбор одной из них как единицы анализа базовых ценностей зависит от целей исследования, а в идеальном случае - проверятся эмпирически. Как бы там ни было, разница между страной и культурой существует и ее важно принимать во внимание.
1.2.1. Ранние антропологи
Сравнительному изучению ценностей предшествовали многочисленные
этнографические, антропологические . и социально-психологические работы, сосредоточенные в первую очередь на разработке теории и основанные на кабинетных исследованиях, а эмпирически фиксирующие лишь некоторые черты отдельных представителей культур. В. Вундт в своей «Психологии народов» (1900-1920, на русском - Вундт, 2002) одним из первых заговорил об особенностях представителей различных культур с приближенной к научной точке зрения. Вслед за ним стали появляться и первые эмпирические исследования, такие как пятитомный «Польский крестьянин в Европе и Америке» В. Томаса и Ф. Знанецкого, основанный на анализе личной корреспонденции, использующий биографический метод и в котором впервые широко использовалось понятие ценностей. Вошедшие в моду в 30-х годах в США попытки «понять другие культуры» - в первую очередь индейские - постепенно стали приобретать научный
19