СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..........
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ
ГЕНДЕНРНОЙ
ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.........................
1.1. Изменение социальных ориентиров современного предпринимательства: сервисно-клиентальная модель .
1.2. Социально-культурные и структурные причины появ-
ления женского предпринимательства в современной России ..........................
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ «МУЖСКОГО» И «ЖЕНСКОГО» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА...........................
2.1. Социальные особенности андрогинной деловой куль-
туры: специфика распределения власти, характер взаимодействия................................
2.2. Специфика женской деловой активности: имитация
«маскулинной» и реализация «феминной» моделей.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И
СТАТУСНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА .................
3.1. Восприятие гендерных различий в общественном мнении современных россиян.........................
3.2. Статусные самооценки и осознание гендерной идентичности российскими предпринимателями.............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов. В этих условиях зачастую уделяется недостаточное внимание гендерным аспектам предпринимательской деятельности, реально играющим весьма важную роль в дальнейшем развитии российского бизнеса.
В рамках патриархальной парадигмы гендерных отношений, все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России, бизнес традиционно считается мужским занятием. Согласно патриархальным представлениям, «естественным», биологически обусловленным предназначением женщины выступает роль матери, жены, хозяйки дома, хранительницы очага. Будучи доминирующим полом, мужчины крайне неохотно допускают женщин к занятиям бизнесом, рассматривая их как «неполноценных» и «второсортных».
Однако, такой подход значительно ограничивает возможности развития предпринимательства и не отвечает реальным социальным изменениям. Переход к постиндустриальному этапу развития общества создает целый ряд объективных условий, благоприятствующих развитию именно женского предпринимательства. Преобладающее развитие получает сфера услуг и сервисно-клиентальная модель деловых отношений, вполне отвечающая женским особенностям ведения бизнеса. Востребованность «женского» стиля управления определяется также качественными переменами в
п
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Изменение социальных ориентиров современного предпринимательства: сервисно-клиентальная модель
Предпринимательство издавна находилось в центре внимания исследователей в силу большой социально-экономической значимости этого феномена. Велика роль предпринимательства в создании рыночной экономики, развитии научно-технического прогресса, формировании социальной структуры, установлении системы ценностей и моральных нормативов. В свою очередь, характеристики предпринимательства имеют историческую обусловленность, то есть существенно меняются со временем.
Выделяются следующие базовые определения предпринимательства, синтез которых дает целостное представление об этом феномене:
1) собственность на капитал;
2) организация производства;
3) принятие риска и неопределенности экономического развития;
4) регулирование экономической деятельности;
5) инновационный характер предпринимательской деятельности;
6) стремление к максимизации денежного дохода;
7) экономическая свобода.
Трактовка предпринимателя как собственника капитала возникла в трудах основоположников политической экономии (Ф.Кенэ, А.Смит). Время показало ограниченность этой трактовки: достаточно привести пример акционерных обществ, суть которых - использование заемных средств.
12
Во второй трактовке предприниматель рассматривается прежде всего как организатор производства. Такой подход был предложен Ж.-Б.Сэем и Дж.С.Миллем, развит в работах экономистов неоклассической школы (А.Маршалл, Л.Вальрас и др.), а также в работах Й.Шумпстсра и современных специалистов по управлению (П.Дракер, А.Коул и др.). Однако, не следует путать менеджерские функции предпринимателя с социальной ролью менеджера, который является работником наемного труда и в этом смысле как раз противопоставляется «свободному» предпринимателю.
Третий подход указывает на необходимость принятия риска и учета неопределенности в процессе предпринимательской деятельности (Р.Кантильон, Г.Мангольт, Дж.Тюнен и др.). С точки зрения Ф.Найта, предприниматели, берущие на себя бремя просчитываемого риска и принципиально непросчитываемой неопределенности и при этом гарантирующие большинству наемных работников их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать определенную часть дохода.1
В институциональной теории (Р.Коуз, М.Олсон, О.Уильямсон) предпринимательской функцией считается организация фирмы для экономии трансакционных издержек. В этом случае предпринимательство становится особым экономическим механизмом наряду с государственным и рыночным регулированием.
Пятый подход акцентирует внимание на инновационном характере предпринимательской деятельности, обусловленном неполнотой информации хозяйствующих субъектов об экономической обстановке. При этом инновации создают новые рыночные возможности (Л.Мизес, Ф.фон Хайек, Й.Шумпетер, П.Дракер и др.).
1 Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis, 1994. Вып.5. С.26-27.
- Київ+380960830922