Ви є тут

Бедность как социальное явление: теоретико-методологические аспекты

Автор: 
Поддубная Елена Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271175
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
План.
Введение
Глава 1. Бедность как социальное явление: исторические истоки и
теоретическое осмысление........................................11
§ 1. Феномен бедности в историческом контексте.........1 1
§ 2. Теоретическое осмысление проблемы бедности в
классической социологии................................29
§ 3. Современные аспекты проблемы бедности в западной
социологии.............................................47
§ 4. Феномен бедности и изучение его в российской социологии......................................................62
Глава 2. Преодоление бедности методами социальной работы........80
§ 1. Методологические подходы к измерению бедности...80
§ 2. Причины бедности в современной России............102
§ 3. Социальная политика и социальная зашита как стратегия преодоления бедности........................125
Заключение.........
Список литературы Приложения.........
.151
.160
168
3
Введение.
Актуальность проблемы. Бедность как социальная проблема возникла несколько тысяч лет назад, и, к сожалению, продолжает оставаться одной из самых острых, едва ли не узловых проблем жизни всего человечества. Появление бедности связывают с социальным и имущественным расслоением в человеческом сообществе, и начало этого длительного и болезненного процесса теряется в глубине веков. Уже в глубокой древности зафиксированы социальные конфликты, связанные с имущественным неравенством.
Сегодня, когда, казалось бы, цивилизованное общество, богатое и мудрое, может ставить и решать глобальные задачи, бедность остаётся одной из самых болезненных проблем. Растёт производство, растут доходы, увеличивается количество произведённых продуктов питания, одежды, всех товаров, потребляемых человечеством, потребление возрастает порою в экологически опасных масштабах. И вместе с тем увеличивается разрыв между богатством и бедностью, роскошью и нищетой.
В 1960 г. соотношение между богатыми и бедными жителями нашей планеты составляло 1:20, в конце XX в. - 1:78, увеличивается разрыв между более развитыми странами и менее развитыми, Севером и Югом и т.д. Состояние 475 миллиардеров во всех странах мира в 1990 г. превосходило доход половины их населения.1 Социологи выделили так называемый «золотой миллиард» -наиболее обеспеченное население самых богатых стран, которое потребляет основную массу произведённых товаров и услуг. На их долю приходится в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем на прочих её жителей/ Этот элитный слой создал себе беспрецедентно высокий уровень социального благополучия за счёт всего человечества. Стремление ко всё большему потреблению и к всё более комфортному существованию неизбежно подрывает экологическую ситуацию в мире (угроза «парникового эффекта», кислотные дожди, истощение и отравление почв и воды, разрушение озонового слоя и т.п.).
Современный уровень развития науки, техники, производства позволил очень высоко поднять и уровень жизни людей, но как видим, далеко не всех.
По данным Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения ежегодно от голода и недоедания
1 Уткин А.И. Мировой порядок XX века. М: Алгоритм, 2000, с 408.
2 Шесть мощных сил, меняющих лицо мира. Российская Федерация сегодня. Общественно-политический журнал Федерального собрания - Парламента Р Ф . 2001, №1, с. 58-61.
16
может считаться пролетариатом: "Истинным признаком пролетария является не бедность и не низкое происхождение, а постоянное чувство неудовлетворенности, подогреваемое отсутствием законного унаследованного места в обществе и отторжением от своей общины"1. Впрочем, сытые и богатые крайне редко демонезрировали активное желание смены социального сгроя. Действительно, независимо от социального происхождения в ряды пролетариата попадали обедневшие или даже обнищавшие люди, лишившиеся своей традиционной социальной защиты, защиты своего социального круга.
Это признает и сам А. Тойнби, подчеркнув, что состояние отрешенности от устоявшегося социокультурного контекста, духовное оскудение неизбежно ведет к обнищанию материальному.
Научная проблема, которая обозначилась при изучении этого противостояния - роль обнищавшего населения в смене правлений, типов власти, в смене цивилизаций, еще точнее - в творческом потенциале этих масс. Несомненно, они имеют самое непосредственное отношение к свержению тех правлений, которые заставили их стать нищими. Падение великих империй, как и весь революционный опыт мировой истории, подтверждает этот вывод. Но тот же опыт показывает и другое.
Для иллюстрации обратимся снова к А. Тойнби, хотя его выводы в этой части можно было бы назвать общепринятыми. "Если проанализировать тины этих обездоленных, обкраденных людей, то станет ясно, что этос их соткан из жестокости и ненависти. Они беспощадны к своим палачам, толкающим их на восстание, на проявление самых низменных порывов и чувств. Вполне естественно, что жертвы беззаконий и произвола должны превзойти в жестокости своих притеснителей"2. Достаточно вспомнить "русский бунт - бессмысленный и беспощадный", по определению A.C. Пушкина.
Разрушительность в отношениях государства и обнищавших масс населения и необходимость иных путей были осознанны, пожалуй, только в XIX веке, когда социальные идеи стали злободневны как никогда. Развитие промышленности, рост городов, сопутствуемые разорением крестьянства, привели к необычайному расширению пауперизации, обнищания населения, причем как сельского, так и городского. Ужасающие условия жизни и труда огромного числа людей, прежде всего на промышленных предприятиях были отражены и в научных статьях, и в
Тойнби А.Дж. Указ соч. с.346.
2 Там же, с.347.
17
публицистике, в статистических и демографических отчетах, в материалах социальных обследований, в многочисленных очерках журналистов и в художественной литературе.
В одной из первых своих работ «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельс описал условия жизни рабочих. И даже такой классический теоретический труд как «Капитал» К. Маркса был наполнен впечатляющими примерами гибельной эксплуатации взрослых и детей: Уильям Вуд, 9 лет, начал работать, когда ему было 7 лет и 10 месяцев, на работу ежедневно приходит в 6 часов утра и уходит в 9 вечера; Мэри Анн Уокли без перерыва проработала 26,5 часов вместе с 60 другими девушками по 30 человек в небольшой комнате, что случалось не редко, врач, констатировавший смерть от переутомления, и истощения получил выговор за то, что не скрыл истинной причины смерти...1
В конце XVIII века на ткацких фабриках и в мастерских в Англии работало 26 тыс. мужчин, 31 тыс. женщин и 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет.“ В 1866 году английский врач Дж. Гунтер отмечал, что в Лондоне существует более 20 больших колоний не менее, чем по 10 тыс. каждая, «отчаянное положение которых превосходит все, что только можно себе вообразить». И чуть дальше: «Мы не знаем, как воспитывались дети до нашего века массового скопления бедноты, и надо быть смелым пророком, чтобы предсказать, на какое поведение можно рассчитывать со стороны детей, получающих ныне в стране воспитание, которое должно сделать их опасным классом, так как дети проводят полночи без сна, в обществе взрослых, пьяные, циничные и сварливые».3
Не лучше обстояло дело и в России. В конце XIX века острота рабочего вопроса была необыкновенной. Самые крупные законы этой поры - Закон «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.), и Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» (1897 г.). После их принятия была сформирована фабричная инспекция, которая была призвана следить за их выполнением. Первое поколение инспекторов, в состав которого попали неравнодушные и вполне профессиональные люди, опубликовало свои официальные отчеты об обследовании условий труда российских рабочих, включая женщин и детей. Так же как и
Маркс К. Капитал. Собр. Соч. изд. 2, т. 23?с.256-266.
’ Кузьмин К.В., Сутырия Б. А. История социальной работы. М., 2002, с.345.
3 Там же, с 348.