Ви є тут

Реабилитация детей с ограниченными возможностями : Социологический анализ

Автор: 
Хачирова Амина Ахматовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272031
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ...........................15
1.1. Инвалидность как форма ограничения возможностей..15
1.2. Сущность и принципы социальной реабилитации
лиц с ограниченными возможностями.....................38
ГЛАВА II. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.........................................59
2.1. Социальная характеристика детей-инвалидов Ставропольского края................................59
2.2. Модели социальной реабилитации детей-инвалидов
в системе санаторно-курортных учреждений..............82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................118
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................125
2
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке, особенно во второй его половине, на человека обрушилось воздействие большого числа новых факторов, вызванных научно-техническим прогрессом. Наиболее важные из них касаются изменения характера труда.
Так, механизация и автоматизация производства существенно сократили естественную физическую нагрузку на человека. В результате ритм его жизни пришел в противоречие с биологическим ритмом. Интенсификация труда и продолжающаяся урбанизация стали основой негативных моментов современной цивилизации - психические перегрузки, гиподинамия, вибрация, шумы и др.
Загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почвы, пищи) также привело к увеличению числа канцерогенных факторов, к распространению токсических и аллергических заболеваний, а также болезней обмена веществ. Широкое употребление в пищу продуктов-эрзацев, массовое применение антибиотиков, гормональных препаратов существенным образом стало оказывать негативное влияние на здоровье человека. Все это сказалось на характере заболеваний. В условиях прогрессирующего антропогенного изменения природной среды, форсированного ее преобразования, стали возникать рассогласования между функциональными, адаптационными возможностями организма человека и той изменяемой средой, в которой он живет. Возникающие ножницы, т.е. определенное несоответствие между биологическими возможностями человека и неспособностью его экстренной адаптации к происходящим в биосфере явлениям, и лежат в основе широко распространенных заболеваний. Проблема заключается в том, что осмысление этих факторов приводит некоторых ученых к весьма пессимистическим выводам о неизбежной деградации человечества. Именно доказательством этого тезиса служат возникшие в 50-е годы теории «болезни
3
особенности социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях санаторно-курортных учреждений.
Гипотеза исследования.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями требует межведомственного подхода, способствующего созданию разнообразных моделей социальной поддержки детей-инвалидов и их семей с целью расширения их интеграции в общество, развития способности к полноценному участию в социальном развитии и создания условий для реализации равных прав.
Положения, выносимые на защиту:
- социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями относится к числу социальных процессов, потребность в которых возрастает и будет возрастать как в силу объективных причин, так и в соответствии с требованиями демократического развития общества, международными обязательствами нашего государства;
- процесс социальной реабилитации должен включать в себя не только адаптацию инвалида к окружающим условиям, но также и адаптацию общества к особым нуждам инвалида; в развитии социальной реабилитации нужды и интересы лиц с ограниченными возможностями являются приоритетными перед нуждами и интересами других социальных субъектов;
- структура инвалидности в Ставропольском крае имеет достаточно стабильный характер и обусловливается главным образом долгосрочными причинами; тем не менее, ситуативные социальные трудности, определяемые застойным социально-экономическим кризисом, влияют как на состояние и структуру инвалидности, так и на самочувствие детей-инвалидов и возможность оказания им помощи;
- уровень цивилизованности общества во многом оценивается отношением к детям с ограниченными возможностями (с
12
умственными и физическими недостатками). Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка; его воспитания, обучения, социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе, - относится к числу важнейших медикосоциальных задач;
- развитие института социальной реабилитации детей-инвалидов содействует восстановлению их способностей к взаимодействию с обществом и созданию для них безбарьерной среды.
- необходимо использовать разнообразные модели социальной реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. и с использованием учреждений санаторно-курортного сервиса.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Проведенное исследование дает новые обобщения по проблемам организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, вносит определенный вклад в развитие социологии социальной сферы. Оно должно привлечь внимание социологов, специалистов сферы социального управления к проблеме развития региональной системы социальной реабилитации детей-инвалидов.
Материалы исследования способствуют разработке инструментария конкретных социальных исследований, методики создания и ведения банка данных.
Выводы и рекомендации, сделанные на основании исследования, могут содействовать оптимизации практики социальной реабилитации Ставропольского края, так и других регионов страны.
Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования учебных курсов по теории и методике социальной работы, социологии социальной сферы.
Апробация исследования. Основные положения диссертации доложены на научно-методических конференциях и семинарах (2000-2001 гг. в г. Пятигорск, Кисловодск) по проблемам санаторно-курортной
13