Содержание
Введение
Глава 1. Социализация как социальное действие: теоретико-
методологические основы анализа
1.1. Определение социализации в контексте модели социального действия
1.2. Основные направления и особенности социализации молодежи в современной социально-экономической и социокультурной ситуации
Выводы
Глава 2. Особенности социализации школьников в условиях социальной нестабильности общества
2.1. Проблема социализации школьников в контексте основных теорий развития личности
2.2. Семья и школа как субъекты социализации школьников
2.3. Формирование жизненных стратегий как элемент подростковой субкультуры
Выводы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность темы. Важность социологического изучения социализации молодежи связана с тем, что, во-первых, этот процесс является неотъемлемым звеном механизма воспроизводства общественных структур за счет нового поколения; во-вторых, его протекание (особенно в современный период общественных преобразований) сопряжено с социальными противоречиями, возникающими на разных уровнях социальной реальности (в семье, населенном пункте, регионе, обществе в целом); в-третьих, это значительная по масштабам сфера согласования интересов индивида и общества.
Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в немалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок труда испытывают значительное давление. И демографическая ситуация, и рынок труда, и система образования имеют преимущественно автономную динамику, но при этом существенно обусловливают друг друга. К тому же вполне автономно развиваются и подсистемы сферы образования — общее и специальное образование. Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи в самостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования.
В кризисных условиях, переживаемых странами СНГ, качество подготовки специалистов системой профессионального образования во многом предопределяет дальнейшее развитие общества.
Диссертационное исследование способствует преодолению неопределенности в ответе на вопрос о культурной или же социальной обусловленности социализации, поскольку предлагается рассматривать социализацию в контексте комплексной модели социального действия, что позволяет учитывать системную зависимость разных ситуационных факторов (культурных, социальных, экономических, физических), а также мотивационный аспект действия. Преимуществом данного подхода является акцентуация роли социокультурной детерминации поведения личности, что практически не отражено в научной лите-
действия1. Определение социализации в рамках социологического подхода не может опираться только на результат действий, оно должно учитывать намерения (мотивы) человека (группы), совершающего данный поступок, а также социальный и культурный контекст данного поведения. Исходя из этого особенностью социологического подхода к анализу феномена социализации является изучение зависимости между репрезентативной культурой общества и человеческой мотивацией, лежащей в основе субъективно предполагаемого смысла социального действия.
В мотивации, по М. Веберу, не может быть того, что отсутствует в культуре. Соответственно то, чего нет в культуре, не может стать предметом социологического изучения. Например, просто реактивные действия не являются предметом интереса социологов так же, как вообще действия, даже если они связаны с взаимодействием нескольких участников, но не имеют «подразумеваемого смысла»2.
В этой связи задачей предлагаемого в данной работе методологического подхода является достижение логической связанности всего накопленного знания, благодаря интеграции различных научных представлений о детерминантах социализации (социальных, культурных, экономических, личностных) в общую теоретическую схему. Выбор модели социального действия Т. Парсонса в качестве основы для построения комплексного подхода к изучению социализации позволяет, во-первых, рассматривать се в контексте устойчивой функциональной зависимости различных факторов в рамках общей системы действия, во-вторых, учитываеть мотивационный аспект действия, в-третьих, судить и об изменениях в рамках подсистем и общей системы действия, постоянно находящихся в процессе приспособления друг к другу.
В предлагаемой нами модели социализация как действие представляет собой некоторый процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий
| Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. - 1996,- № 3.- С.78-89.
2 Зоуир А. Али Рашид Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена, /авторсф. канд. дисс. СПб.. 1999.
17
мотивационное значение для индивида (или в случае коллектива - для составляющих его индивидов), результатом которого является приобретение первого опыта сотрудничества при достижении желанных целей, умения связывать личные цели с общими, ближние с далекими. Наряду с укреплением нравственных мотивов учения (сознание долга, ответственности), углубляются и личные мотивы, связанные с интересами школьников, с перспективой окончания школы, выбором жизненного пути. Это значит, что ориентация соответствующих процессов действия связана с достижением удовлетворения со стороны соответствующего субъекта действия. Организация элементов действия, прежде всего, является функцией отношения действующего лица к ситуации, а также истории этого отношения, в этом смысле «опыта»1. Опыт, идеалы, цели, стремления характеризуют направленность личности, от их содержания зависит ее деятельность, жизненная позиция. Выработанный нравственный идеал старшеклассника является его стимулом жизнедеятельности. Он имеет ярко выраженную практическую направленность и служит побудительным мотивом в деятельности человека. Подчеркнем двоякую связь идеала и действительности: с одной стороны, он порожден ею, а с другой - отражает действительность завтрашнего дня, а это значит, что идеал вооружает людей к изменению существующей действительности, к совершенствованию и преобразованию ее2. Так, самые элементарные компоненты любой системы действия сводятся к действующему лицу и ситуации.
Действующее лицо (actor) - человек, наделенный стремлением действовать, имеющий определенные цели и способный описать способы их достижения, рассматривается с точки зрения его мотивации социального самоопределения. Ситуация - это изменяемые и неизменяемые факторы
' Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных подсистем/Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И. Добремькова. - М.: Изд-во Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 462-478.
: Гришанова З.И. Исследование проблемы нравственного идеала. Кишинев, 1981.
18
- Київ+380960830922