Ви є тут

Карьера как фактор профессионального развития государственных служащих

Автор: 
Васильев Игорь Геннадьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000228979
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН
Введение.............................................................. 3
Глава I. Формирование карьеры государственных служащих в условиях усиления мотивационных механизмов......................... 14
Глава II. Профессионально-квалификационное развитие
персонала государственной службы как основа его карьерного
продвижения.......................................................... 59
Глава III, Технологии должностного роста и повышения конкурентоспособности государственных служащих....................... 99
Заключение.......................................................... 134
Список использованных источников и литературы....................... 140
I. ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования обусловлена объективными качественными переменами, которые характеризуют российское общество в условиях рыночно-демократических преобразований - в центре и на местах постепенно набирают силу новые государственные структуры, реальными становятся рыночные отношения и политический плюрализм, формируется профессиональный кадровый состав аппарата органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.
Низкий престиж чиновников, отсутствие достаточно эффективного механизма материального стимулирования их труда, социальной и правовой защиты существенно мешают притоку и закреплению на государственной службе перспективных сотрудников, особенно молодых, способных поднять государственное управление на качественно новый уровень, избравших служение государству и народу своей профессией.
Все это ставит как первоочередную задачу осмысление в теоретическом и практическом плане природы и сути карьеры государственных служащих, ее роли и места в профессиональном развитии персонала. Деловая карьера государственного служащего представляет собой иерархическую цепочку организационных статусов, непосредственно связанных с деятельносгью работника в органах государственной власти. Это весьма сложное и многогранное явление по своему содержанию и формам. Оно включает в себя управленческое воздействие на многие происходящие в аппаратах государственных органов кадровые процессы и отношения, начиная с формирования нового пополнения служащих, отбора кандидатов на государственную службу, профессиональное развитие и служебное продвижение, стимулирование повышения эффективности труда работников, социальной защиты их статуса и интересов. В процессе формирования высоко подготовленного персонала используются многообразные технологии, формы и
14
ГЛАВА L
ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое принимает человек в своей жизни, так как от этого выбора во многом зависит положение личности в обществе и удовлетворенность трудом.
Карьера (от франц. Carrière, итал. Carriera) - успешное продвижение вперёд в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Понимание карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера - это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (ют выбора профессии к овладению профессией, затем упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.). Результатом карьеры является высокий профессионализм государственного служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии высокого профессионализма могут меняться в течении трудовой деятельности человека.1
В узком понимании карьера - должностное продвижение, достижение определенного статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.2
Карьера в данном случае - это сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает
1 См.: Энциклопедический социологический словарь/Общ. ред. Г.В Осипова М., 1995. С 262.
2 См : Маркова А.К. Психология профессионализма С 123.
15
профессиональное и социальное самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации.
Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит карьеру как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же работника эти стороны карьеры могут не совпадать. Так, подлинный профессионал своего дела может не сделать служебную карьеру и, напротив, служащий, занимающий высокое положение, может не достичь высокого уровня профессионализма.
Различаются виды карьеры по характеру её динамики:
- обычная карьера - как профессиональное развитие с прохождением основных этапов профессиональной жизни (выбор профессии, этапы разведки и апробирования своих сил в разных сферах, овладения профессией, упрочения в ней, сохранения и повышения квалификации, продолжение профессиональных знаний, спад и так далее);
- стабильная карьера - как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;
- нестабильная карьера - в которой после этапов проб и упрочения следуют новые пробы. Эти новые пробы могут быть вынужденными (в случае потери работы, работоспособности), добровольными (смена интересов) или быть вызванными переориентацией интересов. Новые пробы могут носить множественный харакгер;
- комбинированная карьера - когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, переориентации, доучивания1.
Разные виды карьеры требуют от государственного служащего разных психологических качеств, различных видов компетенции.
На карьеру служащего влияют, прежде всего, внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, состояние здоровья. Чем более
1 См.: Маркова А.К Психология профессионализма С. 124 - 125.