Ви є тут

Факторы, влияющие на социализацию молодежи в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Топеха Татьяна Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192679
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................... 3
1. Теоретические и методологические аспекты изучении социализации молодёжи ..................................... 16
1.1. Социализация молодёжи как предмет социологического исследования .............................................. 16
1.2.Методика исследования регионального аспекта социализации молодёжи................................................... 37
2. Молодёжь в условиях социальной трансформации российского общества................................................... 48
2.1.Особенности социализации молодёжи в переходном обществе .. 48
2.2.Исследование неблагополучной социализации молодёжи ....... 68
2.2.1.Факторы, влияющие на процесс социализации современной
молодёжи ......................................................68
2.2.2.Объективные показатели, детерминирующие неблагополучную
социализацию ................................................76
2.2.3.Субъективные показатели, детерминирующие неблагополучную социализацию.............................................. 121
2.2.4.Сравнительный анализ объективных и субъективных показателей, детерминирующих неблагополучную социализации... 147
2.3.Управление ходом социализации............................ 157
Заключение....................................................165
Библиографический список..................................... 173
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних двух десятилетий российское общество пережило множество социальных изменений. Наиболее значимыми являются изменения социально-политического, социально-экономического и социокультурного плана. Российское общество резко поменяло идеологический курс как в сфере политики, так и в других сферах (экономики, культуры и т.д.). В связи с этими кардинальными преобразованиями мы можем говорить о его трансформации как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных социальных групп, социальных институтов.
В настоящее время состояние российского общества может быть охарактеризовано как переходное - от кризиса и реформирования к социальной стабильности, поэтому чтобы понять, каково наше общество сегодня и каким оно будет в недалёком будущем, необходимо обратить внимание на современную молодёжь. Именно она является нашим будущим обществом, а изучение особенностей социализации молодого поколения как социальной группы, в частности выявление проблем и интересов, позволяет заглянуть в будущее.
Происходящие в российском обществе изменения и преобразования имеют двойную направленность: с одной стороны, открываются
возможности для каждого человека реализовать себя в полной мере, а с другой - провоцируется всплеск негативных тенденций в развитии общества и молодёжи в частности. Эта вторая сторона является индикатором, который показывает степень дезорганизации нашего общества: наличия множества проблем (экономических, социальных и т.д.).
Современная ситуация диктует потребность учёта множества факторов, влияющих на становление как отдельной социальной группы молодёжи, так и общества в целом, поэтому важно помнить о научно-технических преобразованиях и экологической ситуации современного
2. Старость - в связи со сменой жизненной ситуации акцент с производственной деятельности перемещается в сферу дружеского общения, которое имеет в этот период большее значение, так как человек сталкивается с потерями близких людей.
На наш взгляд, интересными по данной проблематике являются идеи
О.Брима, М.Херсковица, а также периодизация Э.Эриксона15.
В ходе исследований показателем социализированности чаще является поведение человека, которое представляется как целостное явление, при этом деление на отдельные элементы (социологические, биологические, психологические, экономические и т.д.) позволяет привести большое количество информации в состояние, удобное для обработки. Однако попытка понять поведение человека с этих разрозненных позиции напоминает стремление пятерых слепцов описать слона. Каждый из них «прав» постольку, поскольку он остается в пределах своей позиции, но ее изоляция от знаний других делает подход чрезвычайно ограниченным.
Поэтому данный вопрос, необходимо рассматривать не с узких позиций отдельной дисциплины, которая вычленяет отдельные свойства, а с интегрирующей позиции, которая позволит осветить и увидеть проблему в новом свете и ракурсе, сохранив при этом более естественную целостность процесса социализации. Но это ни в коем случае не означает отказа от уже имеющихся знаний, а, скорее, призыв к переходу на качественно иную ступень исследования. Для осуществления этого перехода необходимо внимательное изучение уже накопленных материалов.
Вместе с тем необходимо помнить - темп изменений жизни в настоящее время столь велик, а условия и образ жизни, нормы поведения людей, которые проходили социализацию каких-то 20-30 лет назад, и современной молодёжи настолько различны, что сами по себе несут
15 Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1996. С. 346-386.
потенциальные возможности конфликта поколений. Это позволяет говорить о том, что старшее поколение уже не поспевает за теми изменениями, которые происходят в обществе16.
Американский социолог Маргарет Мид17 выделяет три типа общества по характеру отношений между поколениями:
ПОСТФИГУРАТИВНОЕ. Общество, где дети учатся у предков. Господствует принцип: делай, как я. Прошлая жизнь взрослых как в зеркале отражается в предстоящей жизни будущего поколения. Здесь нет конфликтов и противоречий между поколениями. Но как только изменяется темп социального развития, исчезает прежняя стабилизация, налаженность в передаче опыта старших.
КОНФИГУРАТИВНОЕ. Общество, в котором молодые учатся не только у старшего поколения, но в значительной степени друг у друга.
ПРЕФИГУРАТИВНОЕ. Общество, в котором взрослые всё больше прислушиваются к мнению молодёжи.
Итак, мы постарались показать, насколько процесс социализации -сложное и многообразное явление, в котором переплетены, грубо говоря, две сложные системы - личность конкретного человека и общество, состоящее из множества социальных групп. В результате чего мы пришли к необходимости в ходе исследования учитывать уже имеющиеся знания (различных научных дисциплин) о процессе социализации социальной группы молодёжи.
16 Немецкий учёный Пеггелер отмечает, что «в динамическом обществе возникает новый тип социализации, протекающий не по образцу отца, а иным путём. В этом случае воспитание представляет собой не прямую линию, идущую от бого-отца к государю-батюшке и от него через отца семейства к воспитаннику, а следовательно, возникает вопрос, как же обеспечить право молодёжи на своё собственное будущее». Цит по: Култаева М.Д. Интерпретация проблем молодёжи: западные концепции и варианты / М.Д.Култаева, Е.П.Уварова. Харьков, 1989. С. 26.
17 Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 430.