Ви є тут

Гендерные особенности специалистов и клиентов социальной защиты города Альметьевска

Автор: 
Назмутдинова Рушания Назгатовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192620
179 грн
Додати в кошик

Вміст

'У' СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы гендерного анализа проблем социальной защиты населения 11
1.1. Гендерные подходы к исследованию проблем социальной защиты в регионе 11
1.2. Концепции социальной защиты населения. Теоретикометодологический аспект 26
ГЛАВА 2 . Социальная сфера и кадровым потенциал социальной защиты населения г. Альметьевска в гендерном измерении 49
2.1. Региональные особенности социальной защиты населения в Республики Татарстан 49
2.2. Гендерные особенности службы социальной защиты и потребителей социальных услуг 60
^ 2.3. Образ работника социальной сферы Альметьевска в гендерном
измерении 74
Глава 3. Потребители услуг социальной защиты: социальное самочувствие жителей Альметьевска (опыт социологического исследования) 88
3.1. Методика и техника исследования 88
3.2. Гендерное измерение социального самочувствия потребителей услуг социальной защиты города Альметьевска: сравнительный анализ 99
3.3. Гендерные стереотипы потребителей услуг социальной сферы города Альметьевска 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
ЛИТЕРАТУРА 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 168
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения гендерной специфики кадрового потенциала и клиентов социальной защиты населения является важной и актуальной не только для города Альметьевска Республики Татарстан, но и сферы социальной защиты в целом. То, что социальная защита - преимущественно сфера женской занятости с одной стороны, и то, что, с другой стороны, клиентами социальной защиты чаще являются тоже женщины - это очевидная, но далеко не единственная грань проблемы. Гендерные особенности социальной сферы города и региона в целом отличаются весьма значимой этноконфессиональной спецификой, национальными традициями, также имеющими отчетливый гендерный подтекст.
Потребность исследования гендерных особенностей в процессе реализации социальной защиты населения г. Альметьевска обусловлена проблемой, которая характеризуется сложностью взаимоотношений между клиентами и специалистами нуждающиеся в помощи, и в то же время как представители определенного пола с присущими им особенностями социальных служб. Причем первые одновременно выступают как личности, люди, и ценностями. А вторые, действуя, как профессионалы, оказывая помощь и поддержку клиентам, также остаются мужчинами и женщинами.
Данная проблема является интегральной и социально значимой в современной культуре. Профессиональные и социально-гендерные отношения частично перекрывают друг друга. Будущее социальных услуг и в целом культуры обусловлено успешностью преодоления разъединяющих сил, как между людьми, так и внутреннего расщепления личности.
Исследование гендерных особенностей социальной защиты - недостаточно изученная область социологического знания. Учет особенностей мужской и женской жизнедеятельности особенно важен при работе по оптимизации социального самочувствия незащищенных категорий граждан. В условиях поспешного введения монетизации льгот без широкой предварительной разъяснительной работы, вызвавшей на начальном этапе дестабилизацию социального самочувствия, протест-ные настроения, важно учитывать все пути оптимизации социального самочувст-
16
во проявляется в сложности или легкости доступа к основным лифтам вертикальной мобильности (образование, профессия, политика, наука, армия и т.д.). Профессиональная, политическая, научная карьера требует от женщин вложения большего количества интеллектуальных, творческих, организационных, временных ресурсов, чем от мужчин [113; 69; 121, 117].
Основы современных подходов к исследованию феномена социальной стратификации были заложены М.Вебером [22; 110]. М.Вебер использует различные стратификационные термины: «класс», «статусная группа», «статусный класс», «позитивно привилегированный класс», «негативно привилегированный класс», «стяжательный класс, находящийся в негативно привилегированной ситуации» (рабочий класс), и т.д. [110]. В основе его стратификационной теории лежат три фактора: экономический статус или богатство, власть, престиж — основа социального статуса.
Для автора важно осмысление структурной связи гендерных дефиниций. Гендер определяет социальные отношения и роли между мужчинами и женщинами и является стратификационной категорией. Гендерная теория — часть общей теории социальной стратификации, являющейся более высоким уровнем обобщения социальности [150].
Процесс стратификации по признаку социального пола показывает, каким образом гендер становится основой социальной стратификации. Но помимо гендера в классических социологических теориях социальной стратификации такими категориями являются раса, класс, возраст и т.д.
В работах классиков феминизма (Джоан Скотт, Тереза де Лаурстис) присутствуют подходы стратификационного аналица. Гендер, как и иные стратификационные категории — пол, класс, раса и возраст — являются фундаментальными переменными, определяющими гендерную систему. Гендер — не только стратификационная категория, но также и процес, который конструирует социальнонормативного субъекта через построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими, социальными различиями. Гендер является комплексным процессом, или технологией, определяющей субъект как мужской или женский в процессе нормативного регулирования. Гендерный процесс пересекается с другими нормативными переменными — такими, как раса и класс, в ходе чего производится властная система [150, 103].
Среди характеристик социального конструирования гендера важное место занимают гендерные технологии. Под гендерными технологиями понимаются спо-
собы, механизмы, каналы формирования гендера и закрепления соответствующих идентификаций. Гендерные технологии есть механизмы, которые задают и регламентируют формы и стадии становления гендера. Гендерные технологии показывают, как пол становится идеологическим продуктом. Ключевым моментом в таком механизме выступает «политика репрезентации» — «пропаганда», «реклама», «идеология». Пол находится в сфере идеологического контроля, и сам есть во многом идеологический продукт [150, 104].
Теория социального конструирования гендера является одним из основных подходов к изучению социального пола в современных исследованиях. В рамках социологических концепций социального конструирования гендера, основанных на идеях П.Бергера и ТЛукмана («Социальное конструирование реальности»), К.Уэста и Д.Зиммсрмана («Создание гендера»), положениях теорий гевдерной социализации (половых ролей), гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами [15; 155]. Выделяются две позиции такого подхода: гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей.
Для исследования особенно важны положения теории социального конструирования гендера. Исследование опиралось на такие классические труды, как «Социальное конструирование реальности. Трактат по соцологии знания» П.Бергера и Т. Лукмана, «Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории» (Хрестоматия гендерных текстов Е. Гаповой и А. Усмановой) [213], «Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерной теории» Белл Хукс [14], «Второй пол» С. де Бовуар [19] и др. Важны были такие работы отечественных авторов, как «Социальное конструирование гендера как феминистская теория» Е.Здравомысловой и А.Темкиной [147; 148], статьи коллективной монографии «Женщина. Гендер. Культура.» (под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е.Трофи-мовой), Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. Ха 3—4 и т.д.
Идея теории П.Бергера и ТЛукмана, изложенная в работе 1966 г. «Социальное конструирование реальности» (Бергер, Лукман 1995) [15] состоит в том, что авторы предлагают считать социальную реальность одновременно объективной и субъективной. Социальная реальность отвечает требованиям объективности, поскольку независима от индивида. С другой стороны, социальную реальность мож-