Ви є тут

Одиночество как социальное явление

Автор: 
Куртиян Светлана Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1995
Артикул:
1000159166
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА......11
§ 1. Основные направления в научном понимании одиночества.................................................. 11
§ 2. Типологическая классификация и структурные компоненты одиночества:. 54
§ 3. Одиночество как особенный, специфический образ жизни. ........ . ........................................ 71
РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДИНОЧЕСТВА...................80
§ 1. Проблемы измерения одиночества в эмпирических исследованиях................................................80
§ 2. Исследование одиночества на примере жителей малого города Российской Федерации 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 131
Библиография.................................................133
Приложения.
139
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования.
Логика развития научного познания неизбежно вводит в крут изучения все новые и новые проблемы, отражая процессы, происходящие как в самой науке, так и в обществе. Широко используемое в размышлениях философов и в повседневной жизни понятие "одиночество'* все больше привлекает общественное внимание. Это вызвано значительным спектром причин и, прежде всего, процессом персонализации, усложнением социальных коммуникаций, интенсивностью средств массовой информации, необходимостью социальной адаптации личности к новым условиям жизнедеятельности. Очевидно, что возникающие в •этом сложном взаимодействии переживания отражаются в социальном самочувствии человека, оказывают влияние на его- поведение.
Одиночестве можно назвать значимым элементом социального самочувствия, являющегося индикатором взаимоотношений человека с с-оцк-ной средой. Известно, что в переходные периоды общественного развития происходящие социально-экономические кризисы провоцируют существенные изменения и в социальном самочувствии, а значит, и в характере переживаемого одиночества.
Однако отечественная наука не имеет достаточно достоверных данных о степени распространенности одиночества, о его содержании, особенностях проявления в различных социальных группах. Можно лишь предположить, что одиночество - это вечный спутник социального взаимодействия. Важно понять в каких случаях и в какой степени оно является нормой, а в каких становится угрозой для об-
- 13 -
собственного одиночества. Именно бесконечность обуславливает многообразные парадоксы человеческого бытия, в том числе и то, что одиночество объединяет людей. Одиночество, согласно мысли Паскаля, имеет и гносеологические основания, выражающиеся в утверждении невозможности все знать и все понимать. Таким образом, Паскаль различает внешние и внутренние причины, обусловливающие одиночество.
Более уточненную трактовку одиночества находим у С. Кьеркегора (11). "Одиночество" Кьеркегора - это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально никем не размыкаемый, никем, кроме Бога. Личность у Кьеркегора поглощена собой, глубоко интро-вертирована. Человек обречен на страдания и на одиночество. Так (задолго до А. Камю), Кьеркегор философски связал воедино одиночество и абсурдность бытия. Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него. Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе. Интровертирсванная личность, существующая в субъективной самоизоляции, чужда всякой социальности, что неизменно порождает одиночестве.
Оригинальная концепция одиночества предложена К. Ясперсом (43). Парадоксальность одиночества философом видится в том,что для вступления в "подлинную коммуникацию** (т. е. е такие социальные отношения, б которых человек бы выступал самим собой) индивид должен порвать свои социальные связи и противопоставить себя "другим и своему миру**. Таким образом, условием подлинной коммуникации оказывается одиночество человека, трактуемое Ясперсом как социально-психологическая изолированность.
Экзистенциальное осмысление проблемы одиночества ярко представлено в творчестве крупного французского философа и писателя Ж. П. Сартра. Именно Сартру принадлежит ключевое для понимания эк-
- 14 -
эиетенционализма изречение: "Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть", смысл которого утверждает всеобщую и фундаментальную неудовлетворенность человека с миром, разлад с самим собой. Согласно этой формуле, человек постоянно порывается стать тем," что он не есть”, - выйти за пределы своего "Я", найти истину вне себя, разомкнуть рамки своего одиночества. Но не найдя ничего достойного общения в мире людей, человек не может понять, что "он есть " на самом деле. И потому его возвращение "в себя" всегда конфликтно, связано с осмыслением одиночества как экзистенциальной ситуации бытия человека в мире. Ж.-П Сартр(29) рассматривает одиночество как глубинную основу бытия индивида. Как бы человек не был вовлечен в переживание общности, он все-таки стремится разрушить ее, сохраняя одиночество своего "Я". Сартр стремился еубъективизировать мир. Причем субъективизм е его понимании имеет два смысла. Субъективизм означает, с одной стороны, что субъект сам себя выбирает, а с другой - что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности, т. е. , он изначально одинок. Именно второй смысл, по его словам, и есть глубокий смысл экзистенционализма. В философии Сартра одиночество становится принципом замкнутой антропологической универсальности. Внутренняя изолированность человека - основа любого индивидуального бытия как такового.
Заслуживает внимания подход к пониманию одиночества у русского мыслителя Н. А. Бердяева (2,3). В основу его философского мировоззрения положено особое толкование категории свободы. Одиночество также выражается им через эту категорию. ПЬ Бердяеву, личностью можно стать через момент одиночества - именно в одиночестве переживается единственность и неповторимость человеческого "Я", а потому свободный человек стремится к одиночеству. Однако