Ви є тут

Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи

Автор: 
Дельцова Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 3
1. ИНСТИТУТ СПОРТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ............................. 13
1.1 Институт спорта и молодежная культура
в современном обществе...................................... 15
1.2 Особенности социализации молодежи,
Вовлеченной в спортивную деятельность....................... 45
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА СПОРТА:
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ........................................
68
2.1 Ценностные ориентации молодежи в условиях
коммерциализации и профессионализации спорта................ 70
2.2 Особенности молодежной институциональной
спортивной субкультуры...................................... 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 125
Библиография............................................... 129
Приложения................................................. 149
3
ВВЕДЕНИЕ
Радикальное социально-экономическое трансформирование российского общества сопровождается активным ростом молодежных субкультур, что для России приобретает особую актуальность. Трансформирование социальных институтов в условиях переходного периода и становления новых социально-экономических отношений имеет неоднозначные последствия. С одной стороны эволюция общественных институтов способствует закреплению новых стратегий к изменившемуся .миру, с другой - приводит к отклонениям в социализации и расширяет социальную базу становления субкультур, не вполне адекватных требованиям современного социума. Кроме того, расширение ареала и типов молодежных субкультур, для субъектов которых характерны отклонения в социализации и тем самым формирование ценностных ориентаций далеко не всегда социально-позитивной направленности не способствует стабилизации социально-экономической и политико-правовой ситуации в стране, выступая тормозящим фактором общественного развития. Все указанное выше процессы хорошо иллюстрируются изменением роли спорта в жизни современного общества.
Разработка рассматриваемой проблематики особенно важна в социальном плане, поскольку она касается молодежи. Ведь любая проблема, связанная с этой социальной группой, не только отражает реальное состояние общества в целом, но и затрагивает перспективы развития социума в социальном, экономическом и политическом плане, во многом определяя вопросы самореализации и особенности поиска своего пути в новых социально-экономических условиях.
В условиях коммерциализации и деидеологизации настоятельная потребность определенной части молодежи в спортивном самоутверждении нередко приводит к ориентации на чисто «материальные интересы», что во
17
потребления молодыми, что во многом определяет становление их вкусов и привычек.
В условиях господства высоких технологий мир как бы «разрывается» и социум становится прибежищем сосуществования субкультур, своего рода предельно индивидуализированных миров и стремительно дифференцируется, становится гетерогенным и одновременно массовым. Возрастает роль разнообразных групп-общин, не связанных общей для всех идеей, общей системой ценностей. Множатся субкультуры, отпадая от господствующей системы ценностей. Более того, сами субкультуры дробятся под действием внутренних центробежных сил.10
На наш взгляд, следует различать два молодежных феномена «молодежная культура» и «молодежная субкультура».
Первый из них - собирательный. В своем расширенном значении он включает все, что относится к культуре людей определенного возраста — от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40, т.е. культура определенного поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей большинства в условиях отсутствия четко выраженной личностной самоидентификации, когда сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок.
И здесь следует обратить внимание на два аспекта трактовки проблематики молодежной культуры.
Сторонники первой из них видят в молодежной культуре следствие заполнения социокультурного пространства избыточными, зачастую
10 Этот процесс достаточно четко зафиксирован в трудах А.Тоффлера. См., например: Тоффлср Л. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 250-289
18
случайными, образцами поведения, что порой начинает диктовать образ жизни, стиль, правила поведения. Это и составляет-де собственную молодежную культуру, отличную от взрослой как закономерное следствие вторичного генезиса культуры в социуме, пользующемся благами постиндустриального общества. Что и позволяет рассматривать ее не как некое массовое отклонение в поведении целого поколения, а как имманентный феномен культурно-исторического процесса, возникающий в обществе, быстро достигшем материального изобилия, но еще не выработавшем соответствующих механизмов социального гомеостаза.11
Сторонники второй из них, как правило, этот термин употребляют для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. Л поскольку современные развитые общества - это общества массовой культуры, то молодежную культуру правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель - молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.
Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл: под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать. Такого рода неформапьные молодежные объединения со свойственной им субкультурой образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.
Вследствие этого в условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе специального внимания
11 Андреева И.Н. Молодежная субкультура // Социологическая: энциклопедия. - Минск:
Беларуская энцыклапедыя, 2003. - С.209.