2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ И СЕМЬЕ 14
1.1. Категория поколения в современной социальной мысли.... 14
1.2. Старшее поколение в социально-демографической структуре российского общества........................................ ^
1.3. Семья как важный институт взаимоотношений между поколениями...............................................
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В БУРЯТИИ........................................................ 47
2.1. Уровень жизни пенсионеров.................................. 47
\
2.2. Качество жизни людей пожилого возраста..................... 61
2.3. Стиль жизни старшего поколения............................. 70
О 1
ГЛАВА 3. СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ В БУРЯТСКОЙ СЕМЬЕ....................
3.1. Демографическая характеристика современной бурятской семьи 81
3.2. Особенности традиционных ценностей в жизни бурятских семей 86
3.3. Взаимоотношения пожилых людей со своими детьми............. 96
3.4. Взаимоотношения пожилых людей с внуками.................... 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 114
Библиографический список........................................ 119
Приложения...................................................... 131
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия население Российской Федерации переживает период демографического старения, что выражается в увеличении доли граждан старшего поколения в структуре населения страны. Доля людей старше 60 лет - самая быстрорастущая группа населения. Особенность старения населения в России - низкий социальный статус большинства пожилых людей, а также трансформация отношений младших возрастных групп к старшему поколению.
На протяжении многих веков существует проблема «отцов и детей». Но за последние годы взаимоотношения между поколениями заметно обострились, что обусловлено ускоренным темпом обновления информации, изменениями нравственных ценностей и деятельности разных поколений. Российские СМИ часто освещают социальные проблемы пожилых людей как тяготы обездоленного поколения, что дает определенные установки для общества по отношению к старшему поколению. Нравственные понятия и эталоны прежних лет уходят в прошлое, а новые - еще на стадии формирования. Современный ритм жизни, постиндустриальное общество диктуют свои условия жизни для человека. Сознание российских людей направлено на выживание, и это влияет на восприятие пожилых молодым поколением. Современная молодежь не имеет ясного представления о жизни старших и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки, связанные с состоянием этой социальнодемографической группы, и создавая негативные стереотипы по отношению к ней, что в свою очередь проецируется на взаимоотношениях между поколениями.
В современном российском обществе отношения младших к старшим членам общества формируются в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, т. е. осуждающему, порицающему, отвергающему, что нехарактерно для традиционного российского менталитета. В таких условиях пожилые люди лишились в значительной степени сопереживания, сочувствия и помощи со стороны молодежи. Произошел надлом многовековой традиции
17
актуальности и в настоящее время, хотя эмпирические исследования свидетельствуют о сложности согласования теоретической модели с социальными реалиями. Для описания поколения основное внимание сосредоточено на схожести жизненного опыта возрастных генераций, трансформирующегося по мере перехода от одной жизненной стадии к другой. При этом понимание динамики жизненного пути от отрочества (наиболее важного, «формативного» периода в становлении поколения как общности) до старости становится центральным при выстраивании моделей поколений [см.: 138, с. 133].
В основе данного подхода описание поколения происходит как анализ социальных и исторических характеристик людей. Существуют условные поколения «дедов», «отцов» и «детей», которые составляют современную возрастную стратификацию российского общества.
X. Ортега-и-Гасет опирался на принципиальный индивидуализм человеческого выбора как исторически относительный характер разума. Общепринятые традиции определенного общества (у^епаа) выступают здесь как главная внешняя сила, ограничивающая индивидуальную свободу выбора. Это - «конструктивизм». Для Ортеги человек рождается создателем миров, а мир людей в целом построен на его интерпретациях. Жизнь каждого - театр с актерами и сценарием, спланированным или придуманным человеком в заданных рамках уи^епша. Поколение и общность осознания им действительности выступают поэтому как важнейшие категории исторического процесса и общества как такового. Вопрос места элиты особо важен здесь и решается Ортегой в рамках его общей теории взлета «массовых обтцеств» современности.
В его видении биологические процессы переплетаются с культурными. Развитие поколенческих групп определяется также типичными связями возраста с типичными характеристиками действия каждого человека. Исследователь закладывал количественные параметры пятнадцатилетних «шагов» при определении возрастных категорий: 15-30 лет - молодость, 30-45
IS
- век инициатив, 45-60 лет - время «облечения властью» [см.: 127, с. 25].
Поколение как социальную общность обычно рассматривают в двух аспектах: 1) элемент социальной структуры, определяемый демографическими показателями; 2) субъект и объект социально-исторического процесса. Рассматривая поколение во втором аспекте, X. Ортега-и-Гассет пришел к очень интересному и нетривиальному выводу: «Существовали поколения,
ощущавшие достаточную однородность полученного и собственного. Такова жизнь в кумулятивные эпохи. Другие чувствовали глубокую разнородность этих элементов, тогда внезапно приходили эпохи отрицания и полемики, поколения борьбы. В первом случае молодые солидарны со старыми, подчиняются им: в политике, в науке, в искусстве ими руководят старцы. Эго времена стариков. Во втором, поскольку речь идет не о сохранении и накоплении, а об отстранении и замене, старики выметаются молодыми. Это времена юных, эпохи обновления и созидательной воинственности. Это ритм -эпох старчества и эпох юности - является настолько очевидным феноменом истории, что удивительно, как на него никто не обратил внимания» [см.: 70, с. 6]. По мнению философа, если поколение не выполняет своей исторической миссии, предает историческое призвание, то оно обречено быть в вечном разладе с самим собой и в результате терпит крушение [см.: 42, с. 21]. Безусловно, каждое молодое поколение вносит в жизнь обновление, но также обязано сохранять прежнее, нажитое историей.
В Западной Европе и США в основном проводились работы, уточняющие понятия поколенческой терминологии и предлагающие некоторые пути их эмпирического исследования. Некоторые подвижки аналитического характера находили на полях работ историков и публицистов, которые были написаны на другие темы. Язык обогатился такими «поколенческими» понятиями, как «the sixtec-eightcrs» в Западной Европе или «шестидесятники» в России. Проходила работа по анализу и эмпирической проверке таких понятий, как «коллективная память» и оценка меры се влияния на познание и осознание современности в разных группах населения [см.: 127, с. 26].
- Київ+380960830922