2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования
региональных СМИ и аудитории в период трансформации российского общества................. 15
1.1. Трактовка понятий «средства массовой информации»,
* «средства массовой коммуникации», «аудитория» ... 15
1.2. Формирование регионального информационного
пространства в условиях трансформации российского общества.......................................... 25
1.3. Функции региональных СМИ в период трансформаци российского общества.................................... 39
ГЛАВА II. Средства массовой информации и аудитория в структуре формирующегося информационного пространства региона....................................................... 48
2.1. Региональные СМИ Бурятии в социологических
исследованиях второй половины XX в................ 48
2.2. Структура традиционных региональных СМИ............... 56
2.3. Региональные СМИ как источник новостной и
общественно-политической информации.............. 73-
2.4. СМИ и аудитория: взаимодействие и тенденции
изменения........................................... 84
2.5 Социально — демографический портрет аудитории
электронных СМИ Республики Бурятия............ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 120
ЛИТЕРАТУРА ................................................... 124
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................. 135
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В российском обществе за последнее десятилетие двадцатого столетия произошли глобальные социальные изменения. Ведущие российские социологи, работая по академической программе, проводят различные исследования социально-экономических, общественно-политических и социо-культурных процессов, происходивших в стране в последнее десятилетие XX столетия и происходящих в России на пороге уже наступившего XXI века.
В этих работах содержатся:
- осмысление радикальных трансформаций в российском обществе под углом зрения разных теоретико-методологических подходов;
- поиск максимально-адекватной связи между «высокой теорией» к повседневной социальной практикой.
Среди социальных процессов современного общества одно из ведущих мест занимают коммуникация и информация, как необходимые элементы жизнедеятельности социума, взаимодействия, в ходе которых осуществляются передача и взаимопередача информации, мнений, оценок, ценностей и т.д. В сегодняшней России в процессе демократизации и других общественно-политических перемен средствам массовой информации и коммуникации приписываются довольно значительные роль и влияние.
Начавшийся в России процесс формирования информационного общества превращает средства массовой информации и коммуникации в актуальный объект исследования. Трансформационный кризис, охвативший страну, или же модернизация- вдогонку охватили все без исключения стороны жизнедеятельности российского общества, в том числе и средства массовой информации.
Глава 1: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И АУДИТОРИИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ | . РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
§ 1.1. Трактовка понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации», «аудитория»
Прежде, чем перейти к рассмотрению региональных средств массовой информации и их. аудитории на информационном; поле Бурятии, следует уточнить и конкретизировать ключевые понятия данного > исследования: «средства массовой; информации», «средства массовой коммуникации», «аудитория».
История развития массовой информации- и коммуникации, соответственно и этих ключевых нормативных понятий является сегодня актуальным объектом исследования- в контексте социальных процессов современного- информационного общества. В каждой стране она имела свою нормативную специфику и различия.
В: нашем понимании нормативные понятия- теории массовой информации и коммуникации есть базовые понятия и принципы, без которых трудно исследовать функции средств массовой коммуникации и средств массовой- информации в каждой отдельно взятой? стране в зависимости от конкретной общественно-политической, социально-экономической и культурно-исторической ситуации, которая сложилась в тот или иной исторический период развития страны.
Различия', в уровне общественного развития, экономики, культуры, политического, строя; того или иного5 государства вызывают и диспропорции в развитии средств массовой коммуникации и средств массовой информации государств с различным политическим устройством. Как следствие, возникают и разночтения в определении.этих понятий. Все эти тенденции в развитии и понимании терминов «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) имеют место и у нас в стране.
Ключевое понятие данной- диссертации «средства массовой1 информации» (СМИ) имеет достаточно устойчивое и продолжительное хождение в обыденном сознании. Задолго долгого, как появились первые попытки научного описания и систематизации теоретических взглядов-на сей предмет научного познания, этот термин прочно закрепился в массовом сознании и стал неотъемлемой частью социально-политической жизни: миллионов людей. То же самое можно сказать и о родственном ему термине «коммуникация», который в своем философско-социологическом значении бытовал еще в начале прошлого, XX века, а все теоретические попытки осмыслить его как научное понятие относятся в основном лишь ковтррой1 половине прошедшего столетия.
На сегодня процесс систематизации и уточнения данных понятий вряд ли можно-считать логически завершенным;. В'научной литературе как: зарубежной, так и отечественной, содержащей анализ функционирования средств- массовой информации и средств массовой коммуникации в, обществе, встречаются самые различные определения этого термина..
Современное обществоведение как российское, так и зарубежное исследует не только массовую коммуникацию в целом, сколько вопросы,, связанные с функционированием средств и каналов массовокоммуникационных процессов; При этом термины «средства массовой: коммуникации», «средства массовой: информации и пропаганды» имеют в основном: русскоязычное хождение, а за рубежом; бытуют англоязычные термины «масс-медиа» или «медиа», реже «массовые: коммуникации», «средства коммуникации» или «средства информации».
Так, история развития западной теории СМК ведет отсчет примерно с 30-х годов XX столетия [18. С. 15]. Теория СМК там развивалась параллельно с развитием самих средств массовой информации; Отметим, что западные исследователи теории СМК в основном употребляли термины-«средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» как синонимы. На базе западных исследований массовой коммуникации,
- Київ+380960830922