Ви є тут

Факторы социальной адаптации иностранных студентов в южных регионах Российской Федерации

Автор: 
Ромеро Анна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302650
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ............................19
1.1. Концептуальные основания изучения социальной адаптации студенческой молодежи.............................19
1.2. Факторы социальной адаптации иностранных студентов
в современной России: опыт социологического исследования 50
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ............82
2.1. Социальная адаптация иностранных студентов:
специфика региональных факторов Юга России.....82
2.2. Факторы формирования адаптационных стратегий иностранных студен тов, обучающихся в вузах г. Астрахани 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................158
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................189
ВВЕДЕНИЕ
XXI век ставит перед Россией в целом и ее высшей школой в частности немало важных вопросов: какое место она должна занимать на
международном рынке образовательных услуг? что нужно использовать для выгодного политического и экономического экспорта этих услуг? как увеличить влияние нашей страны на мир в целом и с помощью образовательных услуг, предоставляемых иностранцам, помочь российскому образованию благополучно преодолеть демографическую «яму», последствия которой в настоящее время негативно сказываются на развитии нашего общества?
о
Решение названных проблем невозможно без учета серьезных изменений в социально-экономических процессах, происходящих в современной России и требующих создания новых концепций, методологий и методик их исследования, а также постоянного мониторинга, отражающего реальную картину настоящего. Одна из проблем, обусловленных этими преобразованиями, является низкий уровень социальной адаптации иностранных студентов к условиям жизни в незнакомой им стране и требованиям ее высшей школы.
Важно отметить, что до своего исторического «развала» СССР входил в тройку лидеров мирового международного образования. В настоящее время эта картина кардинально изменилась. Потеря интереса иностранных граждан к обучению в России сегодня обусловлена рядом причин: уменьшением географического пространства новой страны - России; нестабильностью политической и экономической обстановки (и, в связи с этим, отсутствием полной гарантии безопасности жизни иностранных студентов); ухудшением качества предоставляемого образования; недостатком комфортных условий жизни и учебы.
Особую остроту эти проблемы приобрели в южных регионах России: Краснодарском и Ставропольском краях (до 19 января 2010 года Ставропольский край входил в состав Южного федерального округа), а
19
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
1.1. Концептуальные основания изучения социальной адаптации
студенческой молодежи
Социальная адаптация - одно из ведущих понятий теории и практики многих наук. Среди современных российских и зарубежных гуманитарных исследований имеются работы по различным аспектам адаптации человека в современном социуме. Политологи, социологи, психологи и философы пытаются осмыслить уникальное явление социальной адаптации личности в новых трансформациях современного российского общества.
В условиях возрастания постоянного интереса к проблемам приспособления современного человека к модернизации конкретного государства и общества в целом, социологическое, психологическое и философское постижение социальной адаптации личности к существующим переменам является, как никогда, актуальным.
В этой связи нам будет интересен один из аспектов изучения процесса социальной адаптации - социальная адаптация иностранных студентов.
История обучения иностранных студентов в нашей стране (тогда СССР) началась в 60-е гг. XX в. и имеет свои давние традиции, когда Советский Союз занимал третье место в международном образовательном пространстве: в 1990 г. на долю СССР приходилось 126,5 тысячи иностранных студентов. Это место Советский Союз занимал после США (400 тысяч) и Франции (136 тысяч). В настоящее время эта картина кардинально изменилась.
После 90-х гг. XX века Россия открыла «железный занавес», и мир увидел то, о чем раньше только мог слышать: эго - нестандартная страна. Этим и объясняется возросший интерес молодежи стран Западной Европы и США к обучению в России, познанию ее великой культуры. Этот процесс
;
20
был неразрывно связан с процессами адаптации, которые протекали по-разному.
Адаптационные возможности человека не один десяток лет являются предметом изучения многих наук, включая гуманитарные (в том числе и социологию) и медико-биологичсскис, а понятие «адаптация», или «приспособление», имеет множество различных интерпретаций.
«В настоящее время этот термин употребляется в технических, естественных, гуманитарных науках: в медицине — для характеристики оптимальной жизнедеятельности и нормального социобиологического развития живого организма - человека; в технических науках на основании этого понятия появилось новое понятие «адаптивные системы»; в социальных науках и психологии говорится о социальной адаптации личности или группы к определенной социальной среде (микросреде), в процессе которой устанавливаются соотношения, обеспечивающие развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). В этом случае социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальные сферы быта человека»1.
Следует отметить, что в прошлом столетии теория социальной адаптации личности к новой для нее стране продуктивно разрабатывалась, прежде всего, западными представителями различных направлений
л
социологии и социальной психологии (Г. Гартман, Э. Гидденс, Р. Мертон) , которые сформулировали основные ключевые проблемы данной теории, создали систему основных научных понятий, а также проанализировали основные аспекты данного процесса. В то же время было проведено большое
1 Всемирная энциклопедия. Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицаноп. ~ М. : ACT ; Минск : ХЕРВЕСТ : Соврем, литератор, 2001. - 1213 с. - С. 19.
2 См.: Hartmann, Н. Ego Psychology and the Problem of Adaptation / H. Hartmann. - N. Y.: Log, 1957. - 98 p. ; Гидденс, Э. Социология. - М. : APT, 1999. - 280 c. ; Merton, R. Approaches to the Study of Social Structure. - N. Y. : Pressa, 1975; Плахов, В. Западная социология. Р. Мер гон [Электронный ресурс]. - URL:http://hghltd.yandex.net; Мартьянова,
H.A. Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона : автореф. дис. ... канд. социол. наук / H.A. Мартьянова. — СПб: [Б. и.], 2007. - 210 с.