Ви є тут

Православное духовенство как социальная группа современного российского общества : региональные аспекты

Автор: 
Горемыкина Лилия Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295691
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1 Социальная группа современного православного духовенства как объект социологического анализа......................15
§ 1.1 Изучение социальной группы православного духовенства в зарубежной и отечественной обществоведческой науке.......................................15
§ 1.2 Теоретико-методологические и эмпирические основы социологического исследования социальной группы православного духовенства......................45
ГЛАВА 2 Православное духовенство как социальная группа российского общества: современное развитие и региональные
особенности..........................................81
§ 2.1 Основные характеристики современного православного духовенства как социальной группы................81
§ 2.2 Идентификационные, мотивационные показатели и мировоззренческие ориентации православного духовенства в условиях российского региона..........124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................161
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................169
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Злободневность исследования современного православного духовенства как особой социальной группы имеет несколько аспектов. Во-первых, трансформация российского общества, развернувшаяся с конца 80-х гг. прошлого века, способствовала возрождению, а затем - вступлению в фазу дальнейшего развития традиционных конфессий, и прежде всего, православия, занимающего, в силу исторических причин, одно из наиболее значимых мест в духовной жизни страны. Ведущая роль в процессе возрождения православия и усиления его влияния на жизнь людей принадлежит духовенству Русской православной церкви (РПЦ). Оно составляет социальную группу, которая является специфической, относительно замкнутой частью российского общества.
Во-вторых, сама социальная группа духовенства РПЦ под влиянием происходящих социальных преобразований претерпевает количественные и качественные изменения. Динамика этих изменений, социальная востребованность священнослужителей, дающая возможность воздействовать на широкий круг людей, высокие нравственные требования к ним со стороны церкви и населения позволяют рассматривать православное духовенство в качестве одной из общественных сил, способных оказать воздействие на изменение духовно-нравственного состояния нашего общества. Эта задача продолжает оставаться одной из важнейших, и от ее решения во многом зависит благополучие российского общества, его устойчивость и перспективы развития.
В-третьих, практика социально-политического развития нашей страны в последние годы показывает, что влияние традиционных российских конфессий, и прежде всего, Русской православной церкви на общественные процессы возрастает. Например, в последние годы активно обсуждается вопрос о введении в систему общего среднего образования преподавания теологической по своему содержанию учебной дисциплины,
3
Немалую значимость для изучения исследуемой социальной группы, понимания ее специфики, имеют не только некоторые положения, содержащиеся в работах представленных выше церковных авторов, но и сведения, почерпнутые из работ мемуарного характера, написанных священниками и членами их семей“ . Среди этих работ необходимо выделить книгу супруги священника Ю.Сысоевой об особенностях жизни современного русского духовенства. По словам самого автора, главной задачей данной публикации была попытка описать жизнь самых обычных, среднестатистических священников, их традиции, ценности и жизненные принципы. Ю.Сысоева отмечает, что, как и в любом сообществе, в священнической среде есть люди с недостатками, слабостями и корыстными стремлениями, однако священство в целом является одним из самых благочестивых сословий России. Большинство священников искренне несут свое служение, отдавая все силы и всю жизнь служению Богу и людям. Вместе с тем, автор подчеркивает специфичность, инаковость представителей православного духовенства: «Они не хотят меняться и подстраиваться под веяния времени, сколько бы их об этом ни просили. Они живут так, словно находятся вне времени. Их сложно понять, их надо принимать такими, какие они есть»21.
Важные сведения, позволяющие понять динамику социальной группы православного духовенства в её исторической ретроспективе, корни современных проблем этой группы предоставляют авторитетные историки церкви. Церковная история имеет свою специфику, состоящую в изучении церкви, «погруженной в стихию истории», в показе её реакции на те или иные «внешние», в нашем понимании ~ политические обстоятельства. Она (внутриконфессиональная историография) в основном рассматривает процесс распространения христианства, становление и развитие церкви и системы её управления, догматические споры,
Игумен Иоанн (Экономцев). Записки провинциального священника. М., 2004: Мороз Л. И настав» меня на путь вечен... Записки приходского священника. М., 2006; ЭдельштеПн Г. Записки сельского священника. М., 1998; Сысоева 10. Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства. М., 2008.
21 Сысоева Ю. Записки попадьи, особенности жизни русского духовенства. М., 2008. С. 204-205.
взаимоотношения с государством и поместными церквями, а также миссионерскую деятельность22.
Во второй половине XIX века в церковной науке под влиянием благоприятных политических условий утверждается общеисторический метод, вытеснивший старую вероисповедно-полемическую традицию. Критическая направленность изысканий церковных историков, органичное включение церкви в социокультурную действительность и общественный интерес к истории Церкви в контексте размышлений и споров о судьбах России и её культуры, способствовали выдвижению церковной истории на новый, более высокий методологический уровень. Критичность, научная скрупулезность и объективность в сочетании с приверженностью православию и искренней заинтересованностью в преодолении многочисленных проблем церкви, свойственны ряду церковных историков дореволюционной поры. Среди этих историков следует выделить Е.Е.Голубинского, П.В.Знаменского и А.П. Доброклонского23, работы которых, несмотря на различия мировоззренческих подходов, стилей изложения событий и степени критичности, отличаются общей направленностью. Следует отметить, что в дореволюционной России они были общепризнанными научными авторитетами в области истории церкви и преподавали не только в духовных учебных заведениях, но и в университетах. К этой блестящей плеяде церковных историков можно отнести представителя более позднего поколения наших соотечественников, И.К.Смолича, работавшего большую часть своей
24
жизни за рубежом '. Невзирая на некоторые неточности в изложении фактов и во многом описательный характер его работ, он, на наш взгляд, продвинулся дальше большинства учёных в анализе состояния церкви в
Зибннцкий Э. К социологии церкви // Новый мир. 2005. № 2. С. 124.
2> ГолубпнскнП Е.Е. История Русской церкви. Том 1. М., I99S. 728 с; Голубинский Е.Е, О реформе в быте Русской церкви И Метол доступа: http://www.krotov.ru; Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформ Петра. Казань, 1873; Знаменский П.В. Духовные школы п России до реформы 1808 г. СПб., 2001; Доброклонский Л.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999.
24 Смолим И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие, сущность (988-1917). М., 1997; Смолим И.К. История Русской Церкви 1700-1917. М., 1998.
20