Ви є тут

Социальный статус детства: жизненно-стилевой подход

Автор: 
Митрофанова Светлана Юрьевна
Тип роботи: 
жизненно-стилевой подход
Рік: 
2004
Артикул:
192866
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социального статуса детства
§ 1. Анализ теорий стратификации: определение
методологических оснований для выявления социального стату са детства 17
§ 2. Изучение детства в социологии: концептуализация основных подходов • 41
Глава 2. Стратификационный анализ детства: выявление жизненных стилей детей
§ 3. Социальный статус детства: от методологических
оснований к проведению эмпирического исследования 68
§ 4. Жизненные стили детей как показатель их социального
статуса 80
Заключение * 118
Список использованной литературы 124
Приложения 137
3
Введение
Современное состояние российского общества, изменяющаяся социальная структура, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.
При изучении социального статуса детства необходимо рассматривать детство как общественное явление в его историческом развитии и на современном этапе, исходить из комплексного понимания феномена детства, учитывая, что детство - это. не «социальный питомник», а развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, • формам деятельности пространство, в котором взаимодействуют взрослые и дети. Детство - это особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности. Детство - это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества. Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к изучаемому феномену появился .довольно поздно, лишь в XVII веке, а отношение к детям со стороны общества, символическое значение детства и его место в структуре жизненного пути личности в разные периоды истории менялись весьма существенно.
Специфика взросления в детстве объективно обусловлена как биологическими особенностями организма, так и уровнем культуры общества, причем последний является определяющим: примерно при
14
• выделены эволюционистский и структурный подходы к
анализу феномена детства на основе обобщения отечественной и зарубежной социологической литературы о детстве;
• рассмотрен на эмпирическом уровне габитус «взрослости» у
детей в контексте его детерминированности взрослым сообществом, при этом указана специфика когнитивного и мотивационного компонентов габитуса «взрослости», а также определены гендерные различия в
представлениях детей о «взрослости»;
• выявлена типология жизненных стилей в пространстве детства по вектору зависимости /независимости от взрослого сообщества в контролируемом /неконтролируемом взрослыми пространстве;
• обнаружено отсутствие прямой зависимости от взрослого сообщества как габитуса «взрослости», так и стиля жизни в условиях примерно одинакового стартового статуса детей.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит, прежде всего, в том, что результаты проведенного диссертационного исследования позволяют восполнить пробелы в социологической науке по проблеме определения социального статуса детства, а также по вопросу концептуального анализа феномена детства. Предложенные в работе материалы по изучению социального статуса детства в контексте жизненно-стилевого подхода могут послужить базой для такой научной дисциплины как социология детства. Это позволит строить курс по данной дисциплине на принципиально новой основе. Распространение жизненно-стилевого подхода на историческую эволюцию детства и на изменение значимости отдельного ребенка в пространстве детства создают основу для концептуализации иного, отличного от классической социологии подхода к выделению оснований и оценке перспектив развития детства.
Некоторые положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов по педагогике высшей школы,
15
культурологии и психологии детства, а так же при разработке соответствующих разделов курсов по возрастной социологии, культурологии и психологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании материалы могут оказать методическую помощь в разработке программ по социальной защите в области поддержки так называемого «нормального» детства. Понимание детства как важной части социальной структуры общества позволяет строить программы в соответствии с потребностями реального детства, а не только с точки зрения возможных потребностей детей в будущем. Материалы работы могут представлять профессиональный интерес для педагогов: служить основой семинарских занятий на научно-методических совещаниях по проблемам детства, а так же основой принятия управленческих решений в сфере организации воспитательной работы в детских учреждениях.
Отдельные положения работы апробированы автором при чтении лекций и проведении семинаров по социологии студентам СамГУ и при проведении практических занятий по психологии со студентами Самарского филиала МГПУ, а также при проведении семинарских занятий с педагогами МОУ СОШ «Дневной пансион - 84» г.Самары.
По теме работы опубликованы статьи и тезисы в научных сборниках по проблемам современного образования и социальной защиты детства. Всего 8 публикаций. Основные положения работы докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социологии и политологии, а также на кафедре теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета (2000-2003), летней школе в г.Будапештс «Анализ образовательных политик» (июль, 2000г., руководитель Т.Тимар), международной конференции в г.Самаре «Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа» (май, 2000г.), курсах повышения квалификации в