Ви є тут

Социальные экологические практики : состояние и система взаимодействия

Автор: 
Рыбакова Марина Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
303981
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...................................................................... 3
Глава 1. Методология изучепия феномена социальных экологических практик 22
1.1. Социальные экологические практики как объект изучения социологии............23
1.2. Понятие, сущность и структура социальных экологических практик в контексте культуры отношений к природной и социальной среде................................45
1.3. Особенности рисковой среды современного российского общества................66
Глава 2. Ииституциопальные основы социальных экологических практик. 96
2.1. Нормативно-правовое институциональное обеспечение социальных экологических практик..........................................................................97
2.2. Социально-экономическая основа формирования социальных экологических практик.........................................................................117
2.3. Экологический менеджмент как условие становления новой социокультурной реальности......................................................................137
Глава 3. Типы социальных экологических практик в российском социокультурпом пространстве.................................................................. 162
3.1. Индивидуальные экологические практики как основа экологического взаимодействия..................................................................163
3.2. Социально-экологическая интерпретация практик городских и сельских поселений 180
3.3. Ресурсы экологического бизнеса в решении проблем экологической безопасности..206
Глава 4. Система образования как необходимое условие формирования и развития социальных экологических практик............................................. 227
4:1. Способы формирования и актуализация социальных экологических практик в системе образования.....................................................................228
4.2. Проблемы экологизации высшего образования..................................256
4.3. Самосохранительное поведение как условие сохранения здоровья человека......280
Заключение ................................................................ 310
Библиографический список использованных источников и литературы ...............318
Приложения .............................................................. 354
2
Введение
Актуальность темы исследования:
Человеческая деятельность привела мир к опасности наступления глобального экологического кризиса, глобальным изменениям окружающей среды, утрате биосферой главного свойства - способности к саморегуляции, самоочищению и самовоспроизводству. Современную экологическую ситуацию в России и во всем мире можно определить как критическую, в некоторых регионах она приобрела характер экологического бедствия. Государственные и региональные экологические программы пока недостаточно эффективны. Катастрофические изменения природной среды во многом обусловлены духовно-нравственной переориентацией, несовершенством применяемой модели рыночных отношений, недостаточным пониманием остроты экологической проблемы и отсутствием научно проработанных путей ее решения.
Деградация окружающей природной среды обусловлена негативными социальными экологическими практиками с их ценностями потребительского общества, отсутствием экологической культуры, конструктивных экологических знаний. Все это приводит к кризисным явлениям, негативным изменениям качества жизни и ухудшению здоровья населения, рассогласованию экономических, социокультурных и экологических интересов различных социальных групп, что проявляется в правовой, политической, экономической, социальной, информационной, образовательной и других системах общества.
Вместе с тем, активизируется процесс формирования позитивных социальных экологических практик в различных сферах и социальных институтах общества, основанных на социогуманистическом, коэволюционном мировоззрении, социоэкологических научных исследованиях и новых экологических ценностях. Формирование позитивных социальных экологических практик, их масштабное
3
интерпретации. Конструирование идеально типической модели социального действия индивида и соотнесение имеющихся знаний с экономическими, политическими, эстетическими и моральными ценностями _ методологическое средство, которое позволяет анализировать социальные реалии. Веберовская типология социального действия основывается на понимании социального действия и его концепции социального отношения, как соотнесенности по смыслу и ориентации поведение нескольких индивидов, замечает А. Коэн1.
Вебер выделил следующие типы действий: традиционные (основанные на длительной привычке), аффективные (обусловленные аффектами или эмоциональным состоянием индивида), ценностно-рациональные (основанные на вере в безусловную эстетическую, религиозную или любую другую самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, без учета возможных последствий), целерациональные (основанные на . использовании когнитивных ожиданий относительно возможного «поведения предметов внешнего мира и других людей», то есть на убеждениях субъекта и «использовании этих ожиданий в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и
л
продуманной цели») .
Все эти типы действия находят свое место в структуре социальных экологических практик. Традиционные совершаемые действия носят рутинный, часто повторяющийся нерефлексивный характер — это самая широкая категория. Большая часть привычного повседневного поведения ' людей близка к данному типу3.
Традиционный и наиболее интересный в структуре социальных экологических практик тип действия вообще находится, как отмечает И.Ф. Девятко, на границе «осмысленного действия и часто практически
1 См.: Cohen 1. Theories of Action and Praxis // The Blackwell Companion to Social Theory / Ed. by B. Turner. -Oxford: Blackwell, 2000 (1996). - P. 73-111.
2 См.: Вебер М. Избранные произведения / Перевод с нем., составление, общая редакция и послесловие Ю.Н. Давыдова. Предисловие П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 628-630.
3 См.: Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.- С 628.
47
неотличим от реактивного поведения. О действии здесь может идти речь постольку, поскольку в «реактивности» традиционного поведения присутствует элемент осознания»1.
Ценностно-рациональная ориентация действия Вебера отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентации на нее.
Социальным действие становится тогда, когда в нем присутствуют два элемента: это субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл, и ориентация индивида на поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным.
Веберовская идея рациональности применима и при анализе современной реальности и существующей экологической деятельности. Все четыре типа действия расположены в порядке возрастания рациональности: в ранних обществах преобладали традиционные и аффективные действия, но деятельность, связанная с природной средой, объединяла людей. Ни одно действие не могло нарушить этого единения.
В процессе модернизации общества преобладают целе- и ценностнорациональные действия, вместе с тем рациональность становится господствующей тенденцией.
Рационализируются социальные действия людей, рационализируется и природный мир. Природный мир без вмешательства человека менялся чрезвычайно медленно, достаточно сказать, что еще в начале XX столетия 80% территории планеты не были затронуты человеческой деятельностью и находились в естественном состоянии. Но научно-технический прогресс в течение одного столетия, точнее, даже за вторую половину XX века, вовлек в хозяйственную деятельность практически всю наиболее благоприятную для обитания человека территорию.
1 Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. - М.: Аванта Плюс,
2003.-С. 114.