СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение 3
Глава I. Методологические основы исследования региональной системы среднего профессионального образования как социальноинституциональной формы. 16
§ 1. Институциональные основы анализа региональной системы
среднего профессионального образования. 16
§ 2. Развитие среднего профессионального образования как
процесс его институционализации. 49
Глава II. Среднее профессиональное образование в условиях
трансформации современных общественных отношений. 70
§ 1. Среднее профессиональное образование как средство
социальной мобильности молодежи. 70
§ 2. Факторы, воздействующие на функционирование региональной системы среднего профессионального образования. 107
§ 3. Регулирование институционального развития среднего
профессионального образования в регионе. 139
Заключение 163
Список литературы 168
Приложения 185
2
Введение
Актуальность темы исследования.
В России с начала 90-х гг. на фоне социально-экономических перемен происходит развитие системы образования, которая является приоритетной, т.к. без ее конструктивного реформирования становится невозможным дальнейший прогресс в развитии социально-ориентированной экономики и новых социальных отношений. В условиях нарастающего динамизма изменений предвидение развития системы образования становится как функцией органов управления образованием, так и предметом научных исследований, призванных вооружать многообразную управленческую образовательную практику обоснованными выводами и рекомендациями.
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российской образовательной системы, которая претерпела существенные трансформации за последние десятилетия. Жизнеспособность и востребованность этого образовательного уровня ранее проверены и доказаны многими десятилетиями. На современном этапе социально-экономического развития России среднее профессиональное образование играет значительную роль в обеспечении модернизации экономики и качества человеческих ресурсов, создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности.
Роль среднего профессионального образования, его социальная значимость все более возрастают в условиях расслоения российского общества и снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения.
Большое количество средних профессиональных образовательных учреждений, их достаточно равномерное размещение по территории России, а также относительно небольшие сроки и невысокая стоимость обучения обусловливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования. Таким образом, система среднего профессионального образования не только играет важную роль в подготовке
з
В современных условиях системный подход - это философия управления, метод выживания на рынке 1129]. Он является методологической основой исследования объектов как систем [29,35]. Мы еще не можем полностью оценить все его преимущества и истинное воздействие на теорию и практику управления, однако уже сейчас можно сказать, что на системной основе возможно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут' разрабатываться и проявляться в будущем [181, с.63-78].
В системном подходе сложный объект обычно представляет собой полиструктурное, многоуровневое образование, изучаемое с разных сторон различными науками, и характер структуры связей и отношений, выделенных в нем той или иной наукой, и является их предметом изучения системы, существенно зависит от степени развития науки и примененных сю исследовательских средств [35, с. 168].
Системный подход предполагает рассмотрение регионального среднего профессионального образования как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющей выход (цель), вход (ресурсы), тесную связь с внешней средой, взаимосвязь со всей региональной системой образования, обратную связь. Такой подход дает возможность учесть все необходимые связи и взаимодействия в системе СПО, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение целей. При этом мы ставим задачу обосновать понимание термина «регионализация системы СПО» на примере Пензенской области, как субъекта РФ, поскольку в литературе это понятие отсутствует.
В Пензенской области, как и в каждом регионе, формируется собственная политика в области образования, дополняющая основные направления общенациональной политики, поэтому создание региональной системы СПО становится все более актуальным, так как это
19
способствует ликвидации перекосов и деформаций в подготовке кадров различных уровней и профилей, социальной стабильности и развитию региона.
Для установления взаимосвязей и взаимодействия региональной системы СПО с внешней средой (регионом) следует построить «черный ящик» и сформулировать сначала параметры «выхода», затем определить воздействие факторов макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе (рис.1) [181, с.76].
среда ®
Выход ®
Обратная связь
Рис. 1. Очередность анализа внешнего окружения региональной системы СПО и ее внутренней структуры.
© Выход.
Очевидно, что основной стратегической целью развития системы СПО Пензенской области является формирование личности специалиста, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
В связи с этим, задачами региональной системы СПО в современных условиях являются:
- развитие у молодежи творческих способностей, общественных умений, навыков, создание условий для самореализации
20
- Київ+380960830922