Ви є тут

Социальная защита материнства и детства : На примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Касаева Любовь Викторовна
Тип роботи: 
На примере Республики Северная Осетия-Алания
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
193139
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА......................................13
1.1 Материнство - важнейшая социальная ценность.......... 13
1.2. Дети как особая социальная группа общества...........42
И. МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.............................63
2.1. Социальный статус женщины как основополагающий фактор реализации материнства....................................63
2.2. Состояние детства как проблема безопасности российского ОБЩЕСТВА................................................ 71
III. ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.......................................112
3.1 Социальная защита материнства в современных условиях.112
3.2 Основные направления социальной политики охраны и
ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА...........................................134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 150
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................158
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................166
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современные экономические и социально-политические преобразования затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и социальной и духовной сфер жизни общества.
Противостояния и конфликты, сопровождающие сегодняшнюю Россию, затянувшийся спад производства, массовое обнищание, рост безработицы, коммерциализация социальной сферы (образования, культуры, здравоохранения) особенно негативно сказываются на положении женщин-матерей и детей. Пагубно на жизнь детей влияет смена нравственных ориентиров и ценностей, бездуховность, рост агрессивности, безнадзорности, насилия, преступности, резкая ломка моральных норм и устоев.
Весьма актуальной остается проблема бедности, особенно многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей. По данным Международной организации труда в России насчитывается более 6 млн. безработных (12-15%). Снижается уровень рождаемости. Общий коэффициент рождаемости в 2001 г. сократился по сравнению с 2000 г. почти на 4%. Увеличивается число женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Растет число детей, проживающих в неполных семьях.1
В особенно сложном положении находятся женщины и дети в республике Северная Осетия-Алания. Это связано с ростом безработицы, с перенаселением республики. По данным Госкомстата РСО-А за 2001 г., около 40% населения республики не имеют постоянного источника доходов. На начало 2001 г. в Осетии зарегистрировано 16,8 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, из них 4,3 тыс.-дети. Практически каждая третья - четвертая семья имеет среднедушевой доход меньше величины прожиточного минимума по республике. Характерным
: Доклад о положении детей в Российской Федерации. 2001г. - М., 2001. -107 с.
17
приписываемой Демосфену: "Мы берем жену, чтобы обрести в браке детей и иметь в доме верную хранительницу очага; наложниц мы имеем, чтоб они нам сами служили и нежили нас. А гетер содержим ради любовных наслаждений" (там же).
Такой подход унаследовали многие народы. В частности, в Древнем Риме после смерти отца членам его семьи, жене и детям назначался опекун. И только законодательство Августа, а затем и Юстиниана освободило от опеки женщин в связи с материнством: свободных гражданок, если у них было трое детей, и освобожденных - если у них было четверо детей. Как видим, многодетность и в античном мире приветствовалось государством, которое не могло позволить себе роскошь уменьшения народонаселения.
В последующем ходе исторического развития, во многом благодаря христианскому культу Богородицы, происходит реабилитация материнства, изменяются правовые нормы, касающиеся матери и ее детей. Сфера материнства постепенно переходит под контроль государства и социальной опеки. Социально-экономические и политические преобразования в большинстве стран, и, прежде всего европейских, естественным образом выдвинули потребность изменений и в законодательстве, которое становилось все более прогрессивным по отношению к материнству, а вмешательство в сферу материнства стало носить, главным образом, характер правовой защиты материнства. Следует заметить, что право сегодня гораздо меньше интересуется собственно материнством, а больше заботится о ребенке. Дети, рождаясь, становились сразу же членами родовых коллективов, и теперь, как в первобытных обществах, дети сразу же после рождения становятся объектом пристального внимания общества и государства. Что же касается собственно материнства, то оно в значительной степени находится в сфере социального регулирования. В разных странах существуют различные социальные программы, системы социального обеспечения, службы
18
соци&тьного страхования, связанные с материнством. Наряду со службой здоровья, с различными учреждениями и консультациями, оказывающими помощь беременным, роженице и новорожденному, они создают условия, облегчающие их положение.
Проблема социальной защиты материнства находится в одной плоскости с решением женского вопроса в целом, они взаимно связаны и взаимно обусловлены.
Выдающиеся мыслители всех времен с самыми различными философскими воззрениями сходились в одном: прогресс общества не возможен без участия женщин. В самом деле, в начале XXI в. ни один серьезный политик или экономист, психолог или социолог не смог бы опровергнуть тот непреложный факт, что женщина может заниматься высокой политикой и успешно управлять государством; масштабы интегрированности женщин в общественное производство превзошли соответствующие показатели мужчин, а со многими видами производственной деятельности они справляются лучше, чем мужчины; роль женщины-матери остается незаменимой как в создании неповторимоинтимной семейной обстановки, так и в сохранении семейного очага; ничто так не вдохновляет и не возвышает мужчину нравственно, как любовь женщины и ответное чувство к ней. Можно было бы перечислить множество других не менее высоких качеств, которые едва ли исчерпали бы роль женщины в обществе, в семье и личной жизни каждого человека. Среди них - ее возможности воспитания личности.
Вместе с тем на фоне столь неоспоримых достоинств женщины нельзя не подивиться той глубине социальной приниженности, в которой она пребывает до сих пор. Политики при случае всеми дозволенными и недозволенными способами пытаются не допустить или вытеснить ее из своей среды, а экономисты - низвести до подсобной силы. И в семье нет социально более униженного ее члена, чем женщина, и нет ни одного государственного закона или юридического акта,