Ви є тут

Риск как фактор социального развития молодежи

Автор: 
Зубок Юлия Альбертовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193020
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ §1. Теоретические подходы к социологическому изучению 19
социального развития молодежи §2. Развитие молодежи в механизме общественного 26
воспроизводства
§3. Проблемы количественной оценки социального развития 46
молодежи
§4. Тенденции и противоречия социального развития 52
молодежи в условиях модернизации общества
Глава II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИСКА § 1. Социологические аспекты современной рискологии 96
§2. Социальная неопределенность и риск: концептуализация 134
понятий
§3. Генезис понятия и сущность общества риска 159
Глава III. ФАКТОРЫ РИСКА В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
МОЛОДЕЖИ
§ 1. Риск в структуре социальных свойств молодежи 191
§2. Риск как форма противоречия и источник развития 215
молодежи
§3. Социальное исключение и социальная интеграция как 236
альтернативные модели развития молодежи в условиях риска
Глава IV СОЦИАЛЬНО-РЕГУЛЯЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
РИСКА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ §1. Объективные и субъективные детерминанты риска в 271
социальном развитии молодежи §2. Тенденции эскалации и факторы воспроизводства риска 281
в молодежной среде §3. Пути локализации риска 299
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 303
БИБЛИОГРАФИЯ 314
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 328
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 334
2
Введение
# Актуальность темы исследования. Глобальные изменения,
ознаменовавшие конец XX в., поставили мир перед лицом новой социальной реальности. Ее основными характеристиками признаны неопределенность и риск, по иронии ставшие инверсным результатом попытки человечества поставить под контроль свое настоящее и будущее. Современные общества испытали главное противоречие - между возможностями пользоваться плодами прогресса и постоянно воспроизводящимся состоянием риска.
Сегодня в любом обществе люди постоянно находятся в состоянии риска. Последствия стихийных бедствий, экологических катастроф, бесконтрольного применения современной техники и технологий, экономических спадов и политических кризисов, террористических актов и Э ошибочных решений в управлении не обходят стороной ни одну
социальную группу.
Хотя в благополучном, процветающем обществе могут доминировать одни виды риска, а в нестабильном, кризисном - другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому. Повсеместно они сопровождаются хаосом и беспорядком, распадом семейных структур и групповых отношений, неясностью происходящего и непредсказуемостью будущего, низвержением прежних авторитетов и ценностей, трансформацией нравственных императивов и ростом всеобщего недоверия, ощущением нестабильности и непреходящей угрозы жизненным планам и стремлениям людей. Вместе с тем, без риска в современном динамичном мире немыслим успех. Готовность действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, прогнозировать его последствия
* становятся необходимыми условиями реализации жизненных сгратегий во всех сферах жизнедеятельности современного человека.
з
молодежь характеризуется особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно исторического бытия (60, С. 9).
Такой подход позволяет обосновать меру существенных признаков, необходимых для операционализации молодежи как базового понятия данной отрасли социологии. В качестве меры выступает способность молодого поколения унаследовать, воспроизвести на качественно новой основе и передать (транслировать) следующим поколениям всю систему социальных отношений, обеспечивающих внутреннюю устойчивость и целостность общества. Функционирование и развитие молодежи как социально-демографической группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Соответственно нарушение, дисфункция этого процесса лежит в основании социальных проблем молодежи.
Исходя из сущности молодежи, с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве определяется и основное противоречие, являющееся источником ее социального развития. Это противоречие возникает в процессе становления молодежи как субъекта производства жизненных средств (предметно-вещественной стороны общественной жизни) и как субъекта производства человеческих (духовных и физических) сил. Причем противоречия действенны только в процессе их разрешения, когда соединение противоположностей достигается путем их гармонизации, обусловливая прогресс. Взятые сами по себе, безотносительно к своевременному выявлению и эффективному разрешению, противоречия приводят к регрессу, деструктивным процессам. Как подчеркивает В.И. Чупров. «для подлинной гармонизации сущностных сил необходимо достижение единства обеих форм общественного производства, поскольку изменение или деформация сущностных характеристик в одной из форм неизбежно проявляется в другой» (117, с. 33).
Однако рассматриваемая концепция нуждается в более детальной разработке самого социологического механизма взаимодействия молодежи чф и общества в процессе воспроизводства. Именно в нем содержится ключ к
определению направленности развития и молодежи, и общества. Для этого требуется уточнение принятых в социологии понятий, характеризующих различные аспекты данного взаимодействия: социальное самоопределение, внутрипоколенная и межпоколенная мобильность, социальная преемственность, социальная интеграция. В литературе они часто объединяются под одним общим понятием - “включение молодежи в социальную структуру”, которое охватывает своим содержанием как отдельные условия и факторы воспроизводства социальной структуры общества, так и мотивационную систему жизненного самоопределения молодежи (58, с. 71). Однако подобное объединение не позволяет изучить роль и влияние каждого из перечисленных элементов, составляющих механизм становления субъектности молодежи в процессе воспроизводства.
Самоопределение молодежи выступает как часть данного процесса. Оно представляет собой определение молодыми людьми своего места в структуре общества, в ходе чего формируется мотивационная сфера их сознания, осуществляется выбор альтернативных путей развития, происходит адаптация к новым условиям. Профессиональная ориентация, приобретение профессии, адаптация в сфере трудовых отношений, создание собственной семьи, выбор места жительства, формирование позиций в общественно-политической и культурно-досуговой сферах общества и другие формы социального самоопределения, являются необходимыми условиями включения молодежи в социальную структуру, без чего немыслим процесс развития. Как пишет М.Х. Титма, «сам процесс жизненного самоопределения рассматривается совместно с достигаемым * результатом - занятием стабильной позиции во всех сферах
жизнедеятельности общества» (62, с. 14). Поэтому в широком смысле самоопределение является субъективной формой воспроизводства.
33