Ви є тут

Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку

Автор: 
Беляева Яна Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
197
Артикул:
191861
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
2
Содержание
I .
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения отношения молодежи к незарегистрированному браку 12
1.1. Понятие «незарегистрированный брак» в социологии ... 12
1.2. Отношение к незарегистрированному браку: онерационализация понятия.................................. 25
1.3. Факторы, влияющие на отношение молодежи к незарегистрированному браку................................ 50
I .
1.4. Незарегистрированный брак в России:...................историкосоциологический анализ..................................... 75
Глава 2. Отношение молодежи к незарегистрированному браку: результаты эмпирических исследований................ 92
2.1. Распространенность незарегистрированного брака в современном обществе: сравнительный анализ данных.......... 92
2.2. Незарегистрированный брак: отношение московской
I .
Молодежи............................................. 104
Заключение................................................... 130
Список использованных источников и литературы ........ 136
Приложение
I
I .
3
Введение
Актуальность темы исследования. Сложившаяся ситуация в России в брачно-семейной сфере характеризуется ухудшением материального положения многих семей, ростом числа неполных семей, переменами в морально-нравственных отношениях, падением авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни и др. В семье произошли серьезные внутригрупповые изменения: возникли новые1 ролевые и статусные позиции женщины, обусловленные повышением уровня образования, многообразием профессиональной занятости, материальной независимостью и все большей индивидуализацией женщин. Это привело к тому, что часть женщин добровольно и сознательно отдают предпочтение безбрачию. Возникли новые ролевые и статусные позиции мужчины: постепенно утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, расширяется избирательность в брачно-семейном поведении, растет автономия от социальных общностей. Усилились гендерные и межпоколенческие конфликты, что обусловило дистанцированйс обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей. В результате исследователи фиксируют изменения гендерной социализации молодежи, а также исторической трансляции культурных, национальных, нравственных ценностей. Механизм передачи норм брачного поведения и духовнонравственных ценностей, выработанных в ходе длительного исторического развития, нарушился.
Изменилось состояние брачности: уровень юридически оформленных союзов начал снижаться, число незарегистрированных браков — увеличиваться. Так, но данным Всероссийской переписи населения 2002 г., 10% (3 млн.) супружеских пар состояли в незарегистрированном браке. Особой популярностью незарегистрированный брак пользуется в молодежной среде.
18
дающие обоснования отраслевой самостоятельности семейного права, считали, что ключевым словом в понятии брака выступает «союз», который подчеркивает несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сделкам. Понимание брака как союза не относится к достижениям советской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме», не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений. Целью регистрации брака О. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание». Следовательно, брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках [ 153,с. 187-188]. (
В отечественном правоведении высказаны различные взгляды относительно того, как воздействуют нормы права на «фактические браки». Незарегистрированные фактические браки, по мнению С. И. Реутова, «не могут находиться вне правового регулирования. Во-первых, по причине того, что сложившаяся на их основе семья характеризуется теми же признаками, что и семья, созданная на основе зарегистрированного брака. Во-вторых, незарегистрированный брак выполняет аналогичные функции: деторождения, воспитания детей, взаимной материальной поддержки и сотрудничества» [238,с.83-95]. Противоположной точки зрения придерживаются Л. П. Короткова и А. П. Вихров, полагая, что незарегистрированный брак не порождает семейно-правовых последствий и свидетельствует о легкомыслии в брачных отношениях, об аморфности и ненадежности их, о безответственности перед семьей и обществом, а, в конечном счете — о неприятии признаваемой законом и государством семьи [176]. Согласно М. В. Антокольской (ее поддерживает Е. С. Гетман), незарегистрированный брак по-прежнему не порождает никаких правовых последствий, что «следует
I
19
признать не отвечающим современным потребностям общества» [70,с. 115]. Предлагается частично распространить на отношения сожителей действие
I .
правовых норм института брака, например, относительно возможности заключения соглашений о предоставлении содержания, режиме имущества и др. По мнению О. Ю. Косовой, заключение всякого брачного союза направлено на создание семьи и предполагает возникновение особых социальных взаимосвязей между мужчиной и женщиной, которые во всем их многообразии не могут быть урегулированы правом [54].
Еще в XVII веке Джон Мильтон охарактеризовал
незарегистрированный брак «как необходимое условие смысла официального брака» [321,с.44].
I .
Анализ научной литературы показывает, что ученые используют разные термины для обозначения понятия «незарегистрированный брак». Немецкие социологи пользуются понятием «несупружеская общность» [222,с.240]. Финские ученые неоформленные браки называют «аволито» (avolito), что буквально означает «открытый союз» [310,с. 17].
Португальские исследователи в области семьи и брака подчеркивают, что незарегистрированный брак - это одна из форм семьи, которая имеет свою специфику, не столько с точки зрения своей структуры (она могла бы быть легко сравнена со стандартной семьей, где присутствует так называемое ядро: муж, жена, дети или только муж и жена), сколько с юридической точки зрения, называясь сожительством. Здесь совместное проживание супружеской пары не узаконено посредством брака, а скорее правом на выбор проживать совместно. Как правило, различают' два вида сожительства: совместное проживание молодежи “или досупружеское" сожительство; “совместное проживание зрелых людей, которое является более стабильным. В западных странах преобладает совместное проживание молодежи [324,с.79].
Во французской науке, как пишет М. К. Любарт, наиболее адекватным для определения рассматриваемого явления считается термин «сожительство» (cohabitation) [ 193,с. 186]. Надо отметить, что во французской социологии