СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1 БАНКОВСКИЕ СЛУЖАЩИЕ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................... 16
1.1 Теоретические основания возникновения новых общественных структур в процессе социальной модернизации 16
1.2 Трансформация банковской системы в современном российском обществе...................................... 40
1.3 Статусно-профессиональные позиции банковских служащих:
структурно-функциональный анализ..................... 59
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТАТУСНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СЛУЖАЩИХ БАНКОВСКОГО СЕК ГОРА ЭКОНОМИКИ.................... 78
2.1 Доминантные характеристики профессионально-ролевых проявлений современных работников банковского сектора экономики......................................... 78
2.2 Формирование статусной выраженности и согласованности в карьерной стратегии банковских служащих................. 103
2.3 Профессионально-ролевые ориентиры в развитии профессионально-ролевых позиций служащих финансовокредитных учреждений............................. 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................. 153
ъ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования и постановка проблемы.
В связи с переходом на рыночные отношения и многократным расширением видов финансовой деятельности возрос запрос на финансовокредитные учреждения новой ориентации. Сложившийся за последние десятилетия банковский сектор существенно изменился в количественных и функциональных проявлениях. Например, банковский сектор Хабаровского края увеличился втрое (по сравнению с доперестроечным периодом) и представлен множеством финансово-кредитных учреждений различной функциональной направленности и форм собственности. Банки сегодня являются не только гарантами стабильности денежной системы государства и финансового положения населения, но и в определенной мере оказывают влияние на формирование новой социальной структуры общества.
Значительные изменения претерпевают и сложившиеся в российской социологической практике традиционные профессионально-ролевые характеристики работников банков. Финансово-кредитная страта стала одной из наиболее динамично развивающихся, численность персонала здесь выросла в десятки раз. Сегодня существуют более 15 разновидностей статусных категорий работников, отражающих новые профессиональные специализации финансово-кредитных учреждений. Профессия банковского служащего получила высокий социальный и профессиональный престиж в обществе, о чем свидетельствует резкое увеличение количества вузов, ведущих подготовку специалистов финансово-экономических профилей. Кадровому составу банков свойственно омолаживание, средний возраст современных банковских служащих - 38 лет, 84% работников представляют персонал учреждений негосударственных форм собственности. Снизился традиционно высокий (87%) для банковских учреждений уровень
3
функций, меры самостоятельности работника, тяжести, напряженности, опасности, монотонности и др. имманентных видам труда черт.
Более других адекватна современному нашему исследованию, интерпретация категории интереса социального класса в теории К. Маркса [См.: 91.- С.424-428]. По Марксу, класс, стоит рассмотреть, применительно к новым социальным группам, критерии общей позиции в способе производства, специфику образа жизни, классовое сознание. Мы считаем, что, вопреки имеющему место быть представлению, К. Маркс использует понятие «класс» не столько как средство описания экономических позиций различных социальных групп, сколько рассматривает классы как реальные социальные силы, концентрирующие оппозиционные общественные отношения, действующие и способные изменять общество. То есть в современной терминологии социальные классы по Марксу - это реальные агенты социальных изменений, социальные факторы, определяющие своими интересами и действиями векторы трансформации современного общества.
Именно с таких позиций стоит рассматривать соответствующие теории Макса Вебера.
М. Вебер ввел в социологический дискурс понятия власти и престижа как иерархических и внутристратовых начал. Как показывают наши эмпирические данные, понятии престижа в первую очередь, власти - во вторую, являются центральными факторными категориями описываемой группы - банковских служащих России в ее транзитное социальное время [37.-С.141].
По М. Веберу, каузальные, целеполагающие действия производятся внутри этой группы именно по причине и в целях «престижностных» и «властных» категориальных требований.
В рамках обоснования своей «понимающей социологии» Макс Вебер [36.-С.491-507] определяет разделение поведенческих процессов на «качественно специфически очевидные» и «качественно неочевидные». Ко вторым относятся, к примеру, целерациональные поведенческие связи и
18
регулярность человеческого поведения которые могут быть «понятно» истолкованы в силу их высокой качественной «очевидности». Макс Вебер делает существенную оговорку, что социология, отслеживая поведение, доступное рациональному толкованию, во-первых, стремится к конструированию наиболее подходящего «идеального типа»; во-вторых: «социология, подобно истории, дает сначала «прагматическое» истолкование, основываясь на рационально понятных связях действий». Это связано с тем, что специфическим объектом социологического анализа, по Максу Веберу, является действие.
Чтобы максимально приблизить реальное качество самого поведения к статусно-ролевому конструкту и сделать выводы об этом качестве в его социологической интерпретации, нами в ходе составления методики сбора эмпирических данных учтено позиционирование «состояний» и «отношений» объектов, с одной с тороны, и их «действие», с другой.
Что же касается собственно описания социальных трансформаций, то М. Вебер выделяет вышеупомянутые категории власти и престижа, а также богатства, как основные факторы, влияющие на формирование отношений неравенства, которые, в свою очередь, предопределяют характеристики социальных групп, их акторную силу и, в конечном счете, приводят к социальным трансформациям. В частности, рассматривается престиж как один из важнейших признаков социальной структуры, и мы находим этому подтверждение в исследовании банковских служащих как новой профессиональной общности, поскольку наши данные говорят, что именно престиж, выводимый даже из самой принадлежности к профессии и социальной группе, является одним из основных движителей многих процессов и действий как индивидов, так всей исследуемой когорты [36.-С.74-85].
Вместе с тем М.Вебер полагает, что класс представляет собой группу людей со сходными возможностями «продвижения» или близкими равным возможностям в отношении карьеры. Это положение расходится с нашими
19
- Київ+380960830922