Ви є тут

Социальная дифференциация студентов технических вузов в контексте профессиональной социализации

Автор: 
Буркина Лариса Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192757
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ...................15
1.1. Ролевая теория личности и профессиональная социализация студенчества......!......................................15
1.2. Профессиональная социализация студентов в контексте диспозиционной теории личности...........................34
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................53
II.1. Социальная адаптация студентов в условиях дифференциации высшего технического образования.........................53
П.2. Образ технического образования и его влияние на формирование профессиональной установки студентов.....................69
ГЛАВА Ш. ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ .....................................88
III. 1. Модели профессиональной социализации, их влияние на дифференциацию студенчества..............................88
Ш.2. Динамика профессиональных ориентаций студентов и оптимизация вузовской социализации......................101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................121
ЛИТЕРАТУРА ........................................125
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-5.....................................142
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В период трансформации общественной системы специфическим образом проявляется готовность социальных сообществ или содействовать инновационным процессам, или стать их тормозом. Особое место среди этих социальных групп отводится студенческой молодежи, поскольку она призвана стать ретранслятором социального опыта и культуры предыдущих поколений, обеспечить реализацию экономических и социальных программ общественных преобразований. Социализация нынешнего поколения молодежи проходит под влиянием макросоциальных изменений, в том числе кризисного характера, обстоятельств новых конкурентных рисков, что существенным образом отражается на их стратегиях поведения.
Поведенческие стратегии, реализующие те или иные социальные проекции студенческой молодежи, существенным образом зависят от социать-но-деятельностной установки, которая формируется в процессе и под влиянием профессиональной социализации, происходящей в вузе. Возникающая под ее воздействием модель адаптивного поведения становится фактором социальной дифференциации студентов, и эта взаимосвязь требует научного изучения.
Поскольку социально-деятельностная установка студентов окончательно оформляется в системе высшего образования как особом социальном институте, следует учитывать изменения, которые в нем происходят.
Переход к смешанному профессиональному обучению (государственному и коммерческому) привел к сегментированности вузов, в том числе технических, и к обновлению потенциала социальной мобильности и изменению социальных функций образования. От студентов потребовалась большая самостоятельность и активность, как в освоении образовательных программ, так и в поиске будущих мест трудовой занятости. Одновременно с
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. Ролевая теория личности и профессиональная социализация
студенчества
Высшее техническое образование в России характеризуется структурными и функциональными изменениями. Социальная стратификация Российского общества, процесс которой можно назвать «турбулентным» (И.В.Мостовая), отражается и в процессах развития высшего технического образования. Изменения по составу соответствуют появлению в социальной структуре Российского общества новых слоев. Кризис, переживаемый старыми социальными группами (рабочих, интеллигенции), сказывается на качестве этих изменений.
В советский период высшее техническое образование выполняло роль кузницы технических кадров, было вовлечено в процесс воспроизводства технической интеллигенции, т.е. выполняло двуединую задачу: поддержание индустриального потенциала и подготовки инженеров-производственников, самого многочисленного слоя интеллигенции.
Современное техническое образование изменяется и по ориентации. Неравенство, дифференциация по престижным и не престижным профессиям, так называемый рыночный вектор охватывает 10%-20% предпочитаемых профессий, но его влияние возрастает по объему «средств поддержки» и сокращения государственного финансирования технических ВУЗов. Неравенство образовательных статусов стимулирует тенденцию дифференциации внутри студенчества и агентов технического образования - профессорско-преподавательского и административного состава. Суще-
15
ствуют прямые и косвенные признаки этого процесса: различия в доходах, жизненных стратегиях и социокультурных предпочтениях.
Явные функции (гуманистические, профессиональные, социальнокультурные) проигрывают перед функциями социальной селективности, образовательной «легитимации» социального неравенства и социальнозащитной функции (отсрочка от армии, отложенная безработица). Профессиональная социализация студенчества, дифференциация, социализация ролей теряет позиции. Так, в ВУЗы приходит молодежь с поведенческой установкой на выполнение непрестижных малодоходных профессиональных ролей. Претенденты на «престижные» профессии также несут «разочарование», потому что юрист, менеджер, психолог, подготовленные в техническом ВУЗе, заведомо проигрывают по «брэнду» учебного заведения обладателю диплома об университетском образовании. Профессиональная социализация, основанная на ролевой теории личности, поощряет формирование социоадаптивных навыков студенческой молодежи, одновременно игнорируя то, что все формы социальной организации имеют для ее членов личностное значение.
Предрасположенность молодежи к префигуративным моделям профессиональной социализации можно выводить из диапазона социально-профессиональных ролей, связанных социальными практиками технического образования. Можно в модели диспозиционной теории личности выявить определения предрасположенности молодежи к профессиональной деятельности, чтобы проанализировать, какая профессиональная социализация удовлетворяет или не удовлетворяет интересам студентов технических ВУЗов. Таким образом, характеристика двух основных подходов диспозиционной и ролевой теорий личности в профессиональной социализации молодежи представляется важной исследовательской задачей.
Ролевая теория личности исходит из социальной роли как основной характеристики личности. Впервые определение социальной роли было
16