Содержание
Введение..................................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения трудовых стратегий................................................................16
1.1 Эволюция представлений о труде в теоретико-методологических подходах общества модерна и постмодерна............................16
1.2 Основные концепции социологического анализа стратегий..........31
1.3 Неоинституциональный подход как основа изучения трудовых стратегий молодых специалистов.....................................48
Глава 2 Трудовые стратегии молодых специалистов г. Самара................70
2.1 Трудовые стратегии молодых специалистов: качественный
анализ.............................................................70
2.2 Распространенность типов трудовых стратегий
(по результатам массового опроса)..................................92
Заключение..............................................................122
Список использованных источников........................................134
Приложения..............................................................151
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловливается, прежде всего, изменениями, происходящими в современном российском обществе. Данные трансформации ярче всего проявились в сфере труда ввиду её особой роли в жизнедеятельности отдельных индивидов и социальной системы в целом. Построение рыночной экономики, изменения в социальных институтах, в частности, институтах рынка труда и образования, приводят к трансформациям в системе трудовых ценностей и повседневных трудовых практиках различных социальных групп.
Указанные изменения затрагивают все группы занятых, но особенно значимы они для группы молодых специалистов. Общие тенденции, присущие социально-трудовой сфере, обостряются в указанной группе в виду продолжающегося процесса личностного и профессионального становления.
Трудовая деятельность молодых специалистов осуществляется в специфических условиях состояния рынка труда и системы высшего образования в России. В частности, происходит значительное увеличение числа выпускников высших учебных заведений наряду со снижением качества и уровня их подготовки. Наблюдается рассогласование структур рынка труда и рынка образовательных услуг. Выпуск по ряду специальностей в несколько раз превосходит прогнозные оценки востребованности специалистов, а по другим специальностям отмечается обратная тенденция. Возможности профессионального и личностного развития молодых специалистов существенно ограничены диспропорциями в российской экономике, когда система работы с персоналом в высокодоходных добывающих производствах направлена на максимальное развитие личностного и профессионального потенциала молодых специалистов, а работа с молодыми кадрами в ряде бюджетных организаций, или низкодоходных секторах экономики ограничивается лишь процедурами документооборота.
Процессы глобализации, финансово-экономические кризисы, становление постмодернистского проекта общества только усиливают изменения в сфере
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения трудовых стратегий
1.1 Эволюция представлений о труде в теоретико-методологических подходах общества модерна и постмодерна
Обращаясь к анализу методологических подходов к исследованию труда в социальной теории, следует отметить, что в настоящее время проблематика труда представлена скорее на уровне эмпирических исследований. По замечанию Е.Ф. Молевича «... что касается исследования труда на уровне «высокой», общесоциологической теории, то надо признать: оно практически отсутствует» [86, с.38]. Подобное положение вызвано, помимо ряда других факторов, отказом от марксистской теории общественно-экономических формаций, в контексте которой ранее по большей части и рассматривалась тематика труда. Как справедливо отмечает Л.Б. Четырова, «Вместе с теорией формаций была незаслуженно забыта тема труда» [133, с. 4].
Вместе с тем, систематизация и анализ методологических подходов к изучению труда позволит определить основания для последующего изучения труда как эмпирической реальности.
Изучение эволюции теоретико-методологических подходов может быть представлено как анализ мысли о труде, начиная с работ древнегреческих философов. Между тем, одной из главных исследовательских проблем, с которой сталкивается современная общесоциологическая теория труда, выступает, по мнению Е.Ф. Молевича, концептуализация самого понятия «труд» в контексте новых общественных условий [86, с.39].
Мы полагаем, что задаче исследования теорий о труде в контексте современных изменяющихся условий больше соответствует сравнение двух корпусов теорий, соответствующих столкновению двух вариантов общественной реальности - модерна и постмодерна. Теории модерна вобрали в себя в инкорпорированном виде мысль о труде традиционного и других ранних
16
обществ, теории о труде общества постмодерна - это своеобразная критика и переосмысление современной реальности.
Сложность структурирования методологических подходов к анализу труда связана с тем, что тема труда в качестве одного из разделов описывается во многих теориях. Для последующего анализа будут использованы только те концепции, в которых представлено описание сущности и функций труда, что является необходимым условием не только для сравнения подходов к труду, но и концептуализации самого понятия «труд». Среди теоретиков общества модерна будут рассмотрены работы К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, а общества постмодерна ~ работы представителей теории постиндустриального общества (Д. Белл, У. Бек и О. Тоффлер) и теории постмодерна (Ж. Бодрийяр и
3. Бауман).
Анализ труда К. Маркс начинает в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» и доводит до логического завершения в «Капитале». Несмотря на критику марксисткой теории, Л.Б. Четырова отмечает, что «философия труда Маркса, до сих пор, как об этом заявляют западные исследователи труда, является единственной в своем роде и непревзойденной в предметной области исследований труда» [133, с. 39].
В философии труда Маркса в качестве некоей первоосновы для научного описания общества выбрана трудовая деятельность. По словам H.A. Самарской, «...у Маркса ... всеобщее, общество в целом сжимается до уровня труда» [112, с. 77].
К. Маркс первым предложил деятельностный принцип объяснения общества и происходящих в нем процессов и явлений и определил труд именно как деятельность. В отношении труда - это целесообразность, нацеленность на удовлетворение определенных потребностей индивида: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [83, с. 189]. При этом трактовка Марксом самой деятельности имеет строгий материалистический
17
- Київ+380960830922