СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................. 3
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы
социологического анализа гендерных стереотипов на
брдчном рынке....................................16
§ 1 Гендерные стереотипы как объект социологического
исследования.........................................16
§ 2. Функционирование брачного рынка: участники и
показатели...........................................45
ГЛАВА II Гендерные стереотипы участников брачного рынка
Москвы: социологическая оценка..................65
§ 1 Специфика брачного рынка Москвы......................65
§ 2 Структура гендерных стереотипов участников брачного
рынка Москвы ..................................... 97
Заключение...............................................116
Список литературы .......................................126
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Гендерные стереотипы поведения населения на брачном рынке наряду с другими социально-значимыми факторами регулируют процесс брачного отбора и определяют стабильность брака.
Условия выбора брачного партнера и социально-экономические факторы, непосредственно влияющие на процесс брачного отбора, корректируют действие гендерных стереотипов, приспосабливая их к условиям того или иного брачного рынка в зависимости от его территориальной расположенности. Региональные, культурные и социально-экономические факторы на российском брачном рынке налагают дополнительные условия на брачный выбор, значительно усложняя его. Наиболее показательным с точки зрения региональной локализации является густонаселенный, многонациональный и экономически развитый брачный рынок Москвы.
Брачный рынок столицы является самым большим в России по охвату участников брачного отбора, в нем представлен довольно широкий спектр каналов поиска брачного партнера вследствие развитости информационных технологий и индустрии развлечений. В Москве как в культурном, экономическом, финансовом, политическом центре России территориальная специфика функционирования брачного рынка выражена особенно ярко. Это позволяет более четко проследить влияние гендерных стереотипов на функционирование брачного рынка, а также трансформацию гендерных стереотипов под влиянием сложившейся на брачном рынке ситуации.
Деятельность брачного рынка оказывает непосредственное влияние на стабильность брака как социального института, являющегося правовой, социалыю-одобряемой основой существования семьи, а также основным регулятором и потенциалом социального воспроизводства населения.
3
репрезентирует население по полу, возрасту, типу поселения и уровню образования. Руководитель проекта - Филиппов В.Э.
3. «Брачный рынок Москвы как зона престижа и социального контакта». Опрос проведен Университетской службой*' социального социологического рейтинга РГСУ в декабре 2006 г. в Москве. Опрошены 430 чел. Выборка репрезентирует население Москвы по полу, возрасту и образованию. Руководитель проекта - Осадчая Г.И.
4. «Семья, демография и социальное здоровье населения РФ». Опрос проведен Университетской службой социального социологического рейтинга в январе 2006 г. Опрошены 2400; чел. по репрезентативной общероссийской выборке и 500 чел. по г. Москве. Выборка репрезентирует население по полу, возрасту, образованию и типу поселения. Руководители проекта - Жуков В.И., Осадчая Г.И.
Научная новизна исследования.
В диссертационном исследовании предпринята попытка анализа существующих гендерных, стереотипов поведения населения на брачном рынке. В соответствии с этим:
- разработаны теоретико-методологические подходы; к исследованию гендерных стереотипов, предложена структура гендерных стереотипов по сферам проявления;
- дано авторское определение понятия «брачный рынок» как неотъемлемой части процесса брачного отбора;
- разработана система показателей функционирования брачного рынка, на ее основе выявлены особенности функционирования брачного рынка Москвы;
12
- разработана структура гендерных стереотипов поведения участников брачного рынка и рассмотрена применительно к функционированию брачного рынка Москвы;
- определены пути трансформации гендерных стереотипов на современном брачном рынке.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические выводы и положения, полученные в процессе разработки избранной темы, могут быть использованы для дополнения знаний в рамках гендерной социологии и социологии семьи, а также в качестве лекционного материала.
В практическом отношении результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке семейной и демографической политики, в частности для создания механизмов регулирования брачности и рождаемости в России.
Положения, выносимые на защиту:
- Основой теоретико-методологического подхода к исследованию гендерных стереотипов являются принципы теории социального конструирования гендера и идеи, позволяющие рассматривать гендерные стереотипы в качестве упрощенных, довольно постоянных образов полоролевого поведения, сомнения в истинности которых в большинстве случаев не допускаются. Гендерные стереотипы выступают в качестве регуляторов, процессов обработки поступающей к нам информации таким образом, что мы начинаем воспринимать, запоминать и интерпретировать ее в соответствии с нашими представлениями о гендерах.
- Гендерные стереотипы, детерминированные нормативными, основами закрепления социальных ролей мужчин и женщин, проявляются в публичной и приватной сферах жизнедеятельности личности. Они носят
13
- Київ+380960830922