Ви є тут

Обеспечение прав ребенка как социальная функция института образования в современной России

Автор: 
Самарина Светлана Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
303006
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования обеспечения нрав ребенка в рамках института среднего образования...................20
1.1 Исследование проблем образования в работах зарубежных и
отечественных ученых................................................20
1.2 Взаимодействие школы и местного сообщества как принцип
функционирования среднего образования и социальный фактор
обеспечения прав ребенка............................................38
Глава II. Обеспечение прав ребенка в сфере среднего образования в современной России.....................................................54
2.1 Нормативное обеспечение прав ребенка в образовательной среде современной российской школы...........................................54
2.2 Влияние трансформационных социальных процессов современного российского общества на обеспечение прав детей.........................71
Глава III. Оптимизация процесса реализации прав ребенка в образовательной среде средней школы....................................87
3. 1. Региональные тенденции в обеспечении нрава ребенка на
образование..........................................................87
3.2. Институциональные модели школьного омбудсмена и социального проектирования как инновационные механизмы реализации личных прав ребенка...............................................................112
Заключение..........................................................156
Библиография........................................................165
Приложения..........................................................180
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества наблюдаются взаимосвязанные изменения в политикоправовой, социально-экономической и культурных сферах. Они определяют приоритеты развития института образования и обусловливают необходимость формирования новой концепции российской . школы, в которой особое внимание уделяется развитию и реализации индивидуальных способностей учащихся, их самореализации, а также обеспечению прав ребенка. Эти потребности находят отражение в ряде нормативно-правовых документов, определяющих основные направления политики государства в области образования. Одной из основных проблем при этом является противоречие между провозглашенными и ратифицированными государством правами ребенка и реальной ситуацией их соблюдения в общеобразовательном учреждении, отсутствием эффективных механизмов обеспечения.
Данные статистики и результаты современных социологических исследований1 свидетельствуют о том, что реформы последних десятилетий привели к снижению общей культуры, ценностных мотиваций учащихся, ухудшению их здоровья и условий обучения. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс обеспечения права ребенка на образование и соблюдение его личных прав в основном институте общего образования - школе, являющейся главной составляющей социального института образования. Эги явления усугубляются крайне низким уровнем правовой культуры в обществе в целом и среди участников образовательного процесса в частности, недостаточностью финансирования института образования, несовершенством государственной политики в отношении детей, отсугствием выстроенной системы обеспечения прав ребенка на уровне конкретного общеобразовательного учреждения. В связи с этим усугубились
1 Дети в России 2009: стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.:ИИЦ «Статистика России», 2009.
3
который также рассматривает систему образования как социальный институт, состоящий из взаимодействующих подсистем и связанный определенными социальными отношениями с обществом, его социальной структурой и другими элементами1.
Развернутая аргументация в пользу институционального подхода представлена в работах Г.Е.Зборовского. По его определению, «социальный институт образования - это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением профессией, специальностью, квалификацией»2. Из данного определения следует, что взаимодействие института образования с социальной средой осуществляется посредством реализации им ряда специфических функций, в которых находят свое выражение конкретные общественные потребности. Следовательно, функциональная характеристика является необходимым условием воссоздания институциональной модели образования.
Представители неоинституционализма также уделяли достаточно внимания институту образования. В трудах Э. Дюркгейма' две стержневые методологические линии тесно переплетаются в исследовании ученым образования и воспитания - неоинституционализм и функционализм. Основное средство достижения социальной солидарности в обществе, по мнению ученого, - это система воспитания и образования, рассматриваемая в качестве социального института. Его основные функции - это социализирующая, социально-структурирующая и функция профессиональной подготовки. Воспитательные институты Дюркгейм
1 Филиппов Ф. Р. Социология образования // Социс. - 1994. - № 8 - 9. - С. 64-65.
7 Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. - 2000 - №6. С. - 47.
3 Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.
22
сравнивает с социальными и приходит к выводу, что нет ни одного из первых, который бы нельзя уподобить вторым. В качестве примера ученый рассматривает школу, которая воспроизводит в уменьшенной форме черты социального института. В школе существует дисциплина, так же как и в обществе. Правила, определяющие обязанности школьника, подобны правилам поведения взрослого человека. Наказания и поощрения также аналогичны принятым в социуме. Для Дюркгейма школьная жизнь - это зародыш социальной жизни. Отсюда «чем лучше мы знаем общество, тем лучше мы сможем объяснить себе все, что происходит в том социальном микрокосме, каковым является школа»1. Значимой для нашего исследования является мысль социолога о том, что трансформации, которые испытывают общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания и образования. По мнению Дюркгейма, образованию необходимо знать и удовлетворять потребности общества.
Немецкий философ и социолог К. Мангейм также занимался анализом институциональных проблем образования. В своем труде «Диагноз нашего времени» он сформулировал шесть основных принципов социологического подхода к анализу института образования. Основополагающий принцип состоит в том, что «образование может быть правильно понятым лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля»2, под которым понимается связь образования и его взаимодействие с другими социальными подсистемами, структурами, службами.
Большое внимание Мангейм уделяет вопросам интеграции образования, которая трактуется им в двух аспектах: во-первых, как интеграция школы с деятельностью различных социальных институтов, имеющих отношение к формированию человека; во-вторых, как интеграция современного преподавания с предшествующим опытом работы школы.
'Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгсн.м Э. Социология. М.: Интор, 1998.
2 Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
23