Ви є тут

Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов

Автор: 
Исаев Николай Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270832
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ......................15
1.1 Теоретико-методологические I 1ринципы
ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ............................. 15
1.2 Проблемы межличностных конфликтов
в студенческой среде.................................21
1.3 Пути регуляции ко! юликтов в педагогическом общении 33
1.4 анализ подготовки педагогов к разрешению конфликтных СИТУАЦИЙ
В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ................................46
1.5 Методологическая программа эмпирического
ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ......................51
ВЫВОДЫ........................................................60
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-11СИХОЛОГИЧЕСКИЕ И 1ГРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИ11А11ТЫ I11ЮСТНО-НОРМАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ 62
2.1 Моральный конфлик т в системе ценностнонормативных КОНФЛИКТОВ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ...............63
2.2 Нравственные конфликты в учебных группах и
способы их разрешения................................68
\/ 2.3 Анализ влияния основных компонент ценностно-
нормативных систем на конфликтность
УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ..................................71
2.4 11РИНЦИПЫ ПОС ТРОЕНИЯ интегральной оценки
конфликтности УЧЕБНОЮ КОЛЛЕКТИВА.....................76
2.5 Методика оценки ценностно-ориентационного
ЕДИНСТВА УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.........................84
2.6 Методика диагностирования спектра ценностных
ОРИЕНТАЦИЙ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.......................89
2.7 Методика оценки степени интеграции формальной и НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУР УЧЕБНОЙ ГРУППЫ................... 101
2.8 Интегральная оценка степени ценностнонормативной конфликтности УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.......... 108
ВЫВОДЫ......................................................118
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ДИАП ЮСТИКИ УРОВНЕЙ
КОНФЛИКТ НОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВУЗАХ РФ.....................119
3.1 Эмпирическое исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных коллективов
на их конфликтность.................................119
3.2 Конфликтная компетентность педагогов в разрешении ценностно-нормативных конфликтов........................129
3.3 СОЦИАЛЫ1АЯ ПЕРЦВ11ЦИЯ ПЕДАГ О! ОВ-ВОС1ШТАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. ЕВ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ.................. 133
3.4 Деформация социальной установки руководителя,
КАК ИСТОЧНИК ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ............................... 138
3.5 ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ГРУПП НА КОНФЛИКТНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ....................... 142
3.6 Методика повышения конфликтной компетенции
РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА................ 149
3.7 Практические рекомендации по деятельности ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ МО УПРАВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫМИ КОНФЛИКТАМИ в УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.......... 1 56
ВЫВОДЫ......................................................161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................162
ЛИТЕРАТУРА..................................................166
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................178
18
(АЛ. Свенцицкий, 1986). А.А. Ершов под конфликтом понимает и действие одновременно примерно равной силы, но противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения индивидов [51]. С точки зрения автора исследований [60] в оценке конфликтности важен анализ характеров, эмоционального настроя и переживаний субъектов, взаимодействующих в конфликте. Отличительным признаком конфликта в социально-психологическом плане рассматривается его возникновение и протекание при непосредственном общении людей. Следует разделять категории "конфликт" и "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация содержит описание системы факторов, определяющих элементы объективных условий взаимодействия субъектов, участвующих в конфликте и их субъективные характеристики, создающие в совокупности предпосылки перехода конфликтной ситуации в конфликт. Определяющая роль в исследовании конфликта отводится субъективной значимости противоречия, лежащего в его основе. При этом субъективное восприятие ситуации как конфликтной складывается, прежде всего, из ощущения угрозы хотя бы для одного участника ситуации и преследования несовместимых индивидуальных целей оппонентами. Подчеркивается также зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором конфликт назревает и развивается. Ряд психологов считают основной составляющей контекста социально-психологическую среду, как ближайшее окружение индивидов, гак и в целом всю структуру социальных связей, участниками которых являются оппоненты (А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков. - 1974, Э.А. Орлова и Л.Б. Филонов. - 1976).
Н.В. Гришина (1990) при разработке социально-психолог ической типологии производственных конфликтов в основу положила взаимосвязи людей в рамках их взаимоотношений в первичных производственных коллективах. Она выделила конфликты, возникающие, как реакции на препятствия в достижении целей совместной деятельности, личных целей в совместной деятельности, на поведение, несоответствующее ожиданиям и возникающее в
19
силу личных особенностей человека. Интегральную классификацию конфликтов предложил А.А Ершов (1973), взяв в качестве основания степень его развития, при этом, выделив: нервно-психический, внутриличностный, межличностный и социальный конфликты. В качестве оснований для типологии конфликтов А.Г. Ковалев предлагал рассматривать содержание противоречия: Н.Ф. Федеико и В.П. Галицкий объем, длительность, последствия конфликтов: М.М. Рыбакова [123], рассматривая конфликты в педагогической деятельности, выделила в качестве причины повод.
Н.В Гришина (1990) выделяет субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов. К объективным факторам относит: организационные, функциональные и деловые противоречия, а к субъективным факторам - межличностные и внутриличностные противоречия. Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий (1981) выделяют конфликтогенные, социально-
психологические обстоятельства и неблагоприятные условия службы. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов (1999), в качестве причин конфликтов, рассматривают, в том числе, культурно-исторические особенности россиян.
В качестве структурных элементов конфликтов можно рассматривать объект, стороны конфликта, условия протекания, образы конфликтной ситуации, набор возможных действий участников, исход (Л.А. Петровская, 1977).
Конфликтная ситуация представляет собой совокупность определенных состояний микро- и макросреды, деятельности, коммуникаций, распределение ролей и статусов, взаимоотношения и взаимодействия личностей, групп, столкновения разных тенденций участников общения. (A.A. Ершов, 1973).
Н.В. Крогиус (1976), описывая поведение сторон в конфликте, рассматривает строгое и нестрогое (допускающее компромисс) соперничество.
Важное место в формировании вида конфликтного поведения играет цель, которую ставят перед собой оппоненты относительно желаемого ре-