Ви є тут

Трансформация условий и структур повседневной коммуникации пользователей информационных технологий : на примере мобильной телефонии

Автор: 
Гладарев Борис Сергеевич
Тип роботи: 
на примере мобильной телефонии
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
163
Артикул:
192240
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.....................................................................................................3
Глава I. Контекст исследования: история мобильной связи и общий анализ российского рынка сотовой связи в 2003 году........................................................................................................29
1.1. Краткая история мобильной связи........................................................................29
1.2. Краткая история мобильной телефонии в России...........................................................35
1.3. Контекст исследования: общий анализ рынка мобильной связи в 2003 году..................................40
1.3.1. Основные российские операторы мобильной связи в 2003 году............................................41
1.3.2. Описание Петербургского рынка мобильной связи в 2003 году............................................43
1.3.3. Анализ тарифной системы услуг мобильной связи........................................................45
Выводы......................................................................................................47
Глава 2. Анализ повседневных практик пользования мобильным телефоном........................................48
2.1. Описание собранных данных............................................................................ 48
2.1.1. Общие характеристики 14-ти социальных сетей пользователей информационно-коммуникационных технологий ............................................................................................................49
2.1.2. Анализ основных сегментов персональных сетей информантов.............................................51
2.2. Сравнительный анализ практик пользования различными информационно-коммуникационными технологиями..53
2.2.1. Общение «лицом к лицу»...............................................................................62
2.2.2. Использование стационарного телефона.................................................................64
2.2.3. Пользование E-mailoM, ICQ и другими системами электронной коммуникации «in-real-time»................64
2.2.4. Практики пользования традиционной почтой........................................................... 66
2.2.5. Практики и ситуации использования факса..............................................................67
2.3. Пути распространения технических инноваций: выбор оператора и модели мобильного телефона, проблема смены оператора...................................................................................................68
2.4. Анализ основных социальных опций мобильного телефона...................................................72
2.5. Общие правила пользования мобильным телефоном ........................................................75
2.6. Стиль разговора по мобильному телефону.................................................................79
2.7. Практики экономии денег на мобильной связи.............................................................80
2.8. Анализ практик пользования SMS.........................................................................81
2.9. Интерпретация поколенческой разницы практик пользования мобильным телефоном............................83
Выводы.................................................................................................... 86
Глава 3. Социальные следствия распространения мобильной телефонии...........................................88
3.1. Социальная зависимость от мобильной телефонии..........................................................88
3.2. Анализ основных социальных функций мобильного телефона.................................................90
3.2.1. Мобильный телефон как инструмент социальной координации..............................................91
3.2.2. Эмоциональная поддержка социальной сети: «ухаживающие звонки»........................................92
3.2.3. Мобильный телефон как инструмент контроля............................................................95
3.2.4. Мобильный телефон как гарант безопасности............................................................99
3.2.5. Мобильный телефон как рабочий инструмент............................................................100
3.2.6. Мобильный телефон как развлечение...................................................................101
3.3. Возможные социальные следствия широкого распространения мобильной телефонии..........................103
3.3.1. «Императив доступности» и переход контролирующих функций от государства и организаций к социальным сетям......................................................................................................103
3.3.2. Атом изирующие свойства мобильной связи.............................................................111
3.3.3. Размывание границ публичного и приватного пространства пользователей мобильной телефонии............114
3.3.4. Прерывистость временного режима пользователей мобильной телефонии...................................119
Выводы.....................................................................................................124
Глава 4. Гендерная специфика пользования мобильным телефоном...............................................127
4.1. Нарративный анализ женских и мужских историй вступления в число пользователей мобильной телефонии 127
4.2. Сравнительный анализ женских и мужских практик пользования мобильной телефонией.......................130
Выводы.....................................................................................................133
Заключение.................................................................................................136
Благодарности..............................................................................................142
Библиография...............................................................................................143
Приложения.................................................................................................157
2
Введение
Актуальность исследования
Статистические данные различных аналитических агентств говорят о распространении новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в геометрической прогрессии1. Самой массовой ИКТ в России сегодня становится мобильный
л
телефон (рост количества пользователей интернетом примерно в четыре раза ниже) . В настоящий момент Россия занимаег первое место в мире по динамике роста рынка услуг мобильной связи3. Только в Петербурге, где по данным Госкомстата проживает 4,67 млн. человек, в 2004 году насчитывалось 4,24 млн. пользователей мобильных телефонов [186]. Данные января 2005 года [112] говорят, что на тот момент у каждых девяти из десяти жителей города была одна 51М-карта мобильного телефона, а у каждого сотого петербуржца - две. К концу 2005 года «в средних городах России сотовой связью пользуются не менее 65% населения, а в сельской местности - около 42%»[208].
Широкое распространение нового информационно-коммуникационного средства видоизменяет коммуникационные практики пользователей, что приводит к трансформации структуры социального взаимодействия. Теперь огромное количество людей постоянно достижимы для коммуникации, причем почти независимо от местонахождения. Подобная ситуация оказывает влияние на привычную организацию социальных институтов, приводя к пока еще туманным последствиям как на макро-уровне социальной структуры, так и па микро-уровне повседневной жизни пользователей.
Поскольку мобильный телефон стал частью повседневной жизни значительного числа людей, представляется важным описать и проанализировать социальные следствия распространения этой информационно-коммуникационной технологии на микро-уровне обыденной жизни. Поняв, какие изменения привносит в повседневность включение человека в сети мобильной телефонии, можно будет наметить направления анализа структурных социальных процессов, связанных с инновациями в обыденной жизни.
1 По данным агентства РосБизнесКонсалтинг [195], число пользователей сотовой связи в России в 2005 г. вырастет на 38% и достигнет 100 млн. человек. Об этом сообщил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман на всероссийском совещании по итогам работы отрасли связи 6 апреля 2005 года. Он также отметил, что на конец 2004 г. количество абонентов сотовой связи выросло более чем на 50% и составило около 70 млн. человек. На сегодняшний день сотовой связью в РФ пользуются уже более 80 млн. человек.
2 Темпы роста количества интернет-пользователей в России значительно ниже, чем рост количества пользователей мобильной телефонии. Телефон для среднестатистического россиянина пока доступнее компьютера. По оценкам информационно-аналитического агентства J’Son & Partners, в 2004 году недельная аудитория российского сегмента сети составляла 8,1 мил. человек, а к концу 2005 года она должна увеличиться до 10,5 млн. [197].
3 «По данным компании iKs-Consulting, на конец 2004 года российские операторы мобильной связи
обслуживали 74,5 млн. абонентов на территории РФ и СНГ. Таким образом, Россия оказалась второй в Европе и
пятой в мире страной по количеству «мобилизировамных» граждан. По итогам первого квартала 2005 года, с
85,5 млн. абонентов Россия оказалась на одном уровне с Японией... впереди только Китай и США» [ 197].
3
Методологические основания исследования
Данная работа находится в русле теоретического подхода, который получил известность как социология практик. Он ориентируется на изучение социального взаимодействия на микро-уровне и реализуется посредством применения качественной методологии. Выбор качественной методологии обусловлен исследовательским вопросом, который фокусируется на рутинных практиках пользователей мобильной телефонии. Понятие «повседневные практики» будет использоваться для обозначения рутинной деятельности индивидов - привычных способов обращения с другими людьми, вещами, символами, своим телом, языком, временем и пространством [20, с.9-24]. Практики принципиально не скрыты, но для того чтобы их рассмотреть, требуется определенная техника отстранения, описания и интерпретации [20, с. 18]. Пьер Бурдье утверждал, что практика не подразумевает (или исключает) овладения выраженной в ней логики [16, с.24]. При этом практики «раскрывают» основные способы социального существования, возможные в данной культуре и в данный момент истории [20, с. 16]. Поскольку особенности повседневного поведения слабо рефлсктируются непосредственными акторами, они не могут быть адекватно описаны количественными методами, которые ориентируются на сбор данных, не нуждающихся в множественной интерпретации и очевидных для участников социального взаимодействия. Как подчеркивал Пьер Бурдье, «тот факт, что практическое чувство не может (без специальной тренировки) работать вхолостую, вне всякой ситуации, делает нереальными любые опросы путем анкетирования, когда фиксируются в качестве подлинных продуктов габитуса ответы, вызванные абстрактными стимулами самой ситуации опроса» [14, с. 177].
Из достаточно широкого арсенала качественных стратегий исследования практик автор остановил свой выбор на множественном исследовании случаев (collective case approach). Такой выбор обусловлен несколькими причинами. 1). Поскольку процессы дистанционной коммуникации обычно скрыты от глаз наблюдателя, этнографическое наблюдение в данной ситуации не могло являться успешной стратегией. В лучшем случае исследователь может находиться только в одной точке из двух и более, где происходит удаленное взаимодействие. 2). Анализ жизнеописания или биографический подход также кажется малоприменимым для изучения практик пользования мобильным телефоном, так как его фокус сдвинут на исторически протяженные фрагменты социальной реальности, в которых остается мало места для детализации повседневных практик. Кроме того практики пользования мобильной телефонией имеют достаточно инновационный характер10 и войти в
10 Валим Радаев определяет «инновационные практики» как типические действия людей, с одной стороны, не слишком широко распространенные (по крайней .мере на данный момент времени), но уже достаточно
15