Ви є тут

Особенности социализации молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата : по данным социологического исследования в Республике Карелия

Автор: 
Дряхлицына Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293171
179 грн
Додати в кошик

Вміст

о—
1
Оглавление
Введение......................................................... с. 2-18
Глава I. Теоретические подходы к социализации молодежи с
инвалидностью.................................................... с.19-77
1.1.Теории социализаций в работах зарубежных и отечественных социологов................................................ с. 19-42
1.2. Основные институты и агенты социализации..................... с.42-53
1.3. Особенности социализации молодых людей с инвалидностью.. с.53-77
Глава II. Исследование социализации молодых инвалидов............ с.78-135
2.1 .Агенты и факторы социализации молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях Карелии................. с. 78-104
2.2. Методологические аспекты исследования...................... с. 104-114
2.3. Результаты и выводы с. 114-135
Заключение с. 136-141
Список использованной литературы................................ с. 142-150
Приложения:
1. Карта республики Карелия с отмеченными населенными пунктами, где проходило исследование.......................... с. 151
2. Анкета для опроса молодежи с инвалидность.................. с. 152-155
3. Анкета для опроса обычной молодежи......................... с. 156
4. Таблицы. Результаты исследования........................... с.157-158
5. Дневник наблюдения......................................... с. 159-171
*
Введение
Исследование процесса социализации как нормативного освоения социального пространства индивидуумами является важным и с точки зрения дальнейшего развития теорий социализации, и с позиций разработки социальных практик эффективной адаптации групп, испытывающих влияния стигматизирующих установок общества. Социализация инвалидов -относительно новое направление в изучении социального положения этой группы людей. Представляется, что именно понятие «социализация», при всех сложностях определения, наиболее адекватно и полно отражает процесс взаимоотношений личности и социальной среды.
Социализация понимается нами как процесс становления и развития индивидуальности личности под влиянием социальных факторов, институтов и агентов. Процесс социализации молодежи с инвалидностью является вторичным этапом социализации, связанным с новой идентификацией и формированием сети многообразных социальных контактов.
Инвалидность - сложная социальная характеристика, состоящая из реальных и идеальных представлений о собственных и «чужих» ограничениях, а также особенностей социального статуса, определяемого государственной политикой и социальной практикой. Успешность/неуспешность социализации молодого человека (девушки) с физическими ограничениями (нарушением опорно-двигательного аппарата) зависит от восприятия своей инвалидности и возможности вхождения в социум, что определяется, во многом, не самим ограничениями, а региональными условиями.
Проблемы людей с инвалидностью ввиду многих причин, в том числе, связанных с социокультурными традициями России, являются одними из самых значительных и актуальных в настоящее время в области социальной защиты населения. В нашей стране, как и во всем мире, количество людей, имеющих различные продолжительные патологии, ежегодно растет; около 10% населения имеет инвалидность. Можно говорить об инвалидах, как сложившейся социальной группе, со своими статусными характеристиками,
Научная новизна исследования состоит:
1. в определении ряда качественных характеристик процесса и результатов социализации молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе: темпа социализации, гендерного компонента, средовых и региональных условий социализации.
2. в рассмотрении молодого инвалида в качестве активного субъекта собственной социализации, а не объекта социализирующих усилий специалистов различного профиля.
3. в определении роли мотивации на включение в общество в качестве главного условия преодоления барьеров внешней среды и обоснования взаимовлияний политики безбарьерности и успешности социализационного процесса молодежи с инвалидностью.
4. в определении критериев социализационной нормы молодежи с инвалидностью и условиями достижения/недостижения нормативной социализации, а именно: наличие профессионального образования, опыта трудовой деятельности, сети социальных связей, т.с. включенность в среду сверстников и приобщенность к молодежной субкультуре, а главное -способность самостоятельного принятия решений - от повседневных вопросов до главных в своей жизни.
Практическая значимость исследования процесса социализации молодых людей с инвалидностью позволила выявить специфику и возможности различных подходов в вопросах содержания социализационного процесса молодежи с инвалидностью. Изучение социализации молодежи с инвалидностью показало необходимость организации постоянного социального сопровождения, включающего консультативную помощь, а также создание условий для успешной инклюзии молодежи с инвалидностью на разных уровнях: образовательной, трудовой, внутригруппового и меж 1*рупнового неформального общения. Для решения задачи постоянного сопровождения требуется объединение усилий органов государственной власти, общественных организаций и самих инвалидов.
Предложения автора по развитию услуг для детей и молодежи с инвалидностью стало предметом дискуссий на законодательном уровне в республике Карелия. Активизация общественного движения родителей детей-инвалидов на прямую повлияла на судебные решения об открытии группы для детей со множественными нарушениями в детском дошкольном учреждении, а также обучении таких детей в специализированной школе. Ранее такие дети либо вообще не получали образовательных услуг либо обучались на дому. В 2007 году Педагогический колледж впервые объявил набор на обучение по разным специальностям группы молодежи, имеющей физические ограничения. Ряд социальных учреждений в разных районах Карелии активизировали деятельность по интеграции молодежи с инвалидностью.
Инновационные технологии реабилитации успешно внедряются в практику государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Республиканский центр реабилитации инвалидов». За время работы в Центре реабилитации были введены технологии трудовой реабилитации, занятия в группе самопомощи, включение в деятельность учреждения самих реабилитантов.
Однако использование и развитие апробированного опыта социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность, все еще является весьма актуальным вопросом в социальной практике региона.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были представлены на международных семинарах проекта ТАСИС «Независимость и трудоустроенное^ инвалидов Карелии» (Петрозаводск, 2005, 2006 г.), на совещании Министерства образования Республики Карелия (Петрозаводск, 2006), на международном Форуме неправительственных организаций (Лахти, Финляндия, 2006). Практические предложения по развитию социальных услуг для молодежи с инвалидностью изложены в письменном обращении к главе Республики Карелия (2006), на встрече с министром здравоохранения и социального развития Республики Карелия (2007), с депутатом Государственной Думы