Ви є тут

Правовая культура в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Рябцев Григорий Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191930
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования правовой культуры.........................................................13
1.1. Правовая культура - объект социологического анализа: основные понятия и концепции..............................................13
1.2. Правовая культура как социальный институт...................35
1.3. Социальные детерминанты динамики правовой культуры..........56
Глава 2. Правовая культура российского общества..................82
2.1. Становление и развитие правовой культуры российского общества 82
2.2. Развитие региональной правовой культуры в современном российском обществе.............................................114
2.3. Перспективы развития региональной правовой культуры........139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................159
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................163
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании определяется особой значимостью правовой культуры в процессе модернизации российского общества, совершенствования правопорядка в стране. Сложность и острота состояния экономической, социальной, политической и других сфер жизни современного общества показывают, что даже успешные экономические сдвиги не могут быть устойчивыми без соответствующих изменений в культуре в целом и правовой культуре в частности.
Важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России является построение гражданского общества и правового государства. Решение этой задачи возможно лишь на базе прочного правового порядка. Такой порядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Гражданское общество полагает своей высшей ценностью права личности, ее свободу в рамках закона и исходит из приоритета этой ценности по отношению к государству. Именно поэтому правовая культура, адекватная гражданскому обществу, ориентирована на личность, се свободное и добровольное подчинение закону, сознательное правомерное поведение, а не на силовое поддержание правопорядка.
Правовая культура обладает мощным потенциалом воздействия на социальные процессы. В переломных, кризисных ситуациях она несет в себе средства защиты от тенденций размывания суверенности и целостности государства, сохраняет наработанные человечеством фундаментальные культурные и духовные универсалии. Степень изменения социально-правовых практик населения с ростом правовой культуры является наиболее надежным критерием глубины институциональных сдвигов в обществе.
Недостаточная разработка теоретической и методологической базы и, следовательно, реализация соответствующих практических решений проблем, связанных с правовой культурой, которая, несомненно, является ча-
3
ской науке о культуре, учение о динамике культуре Г. Зиммеля, историческую социологию Н. Элиаса, социологию знания К. Мангейма.
«Задача социологии культуры заключается в том, чтобы соизмерять коллективные уровни смысловых конструкций, значимых в отношении систем действия, с определенными общественными условиями, раскрывать их собственную динамику, а также указывать, что они сами по себе суть «социальные факты»... Социология культуры обращает внимание, прежде всего, на аспекты, конституирующие каждый феномен социального, а именно: смысловые комплексы, на которые ориентируется любое социальное действие. Её функция - устанавливать и систематически использовать эти взаимосвязи»1. Иными словами, социология культуры должна изучать смысловой аспект социального порядка.
Среди представителей нового направления можно назвать Фридриха Тенбрука, автора концепции «репрезентативной культуры», получившей некоторое распространение в отечественной социологии. Л. Г. Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно сопровождающему общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них. В этом автор действительно прав. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъектного отражения общественных явлений и процессов, что связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия, поэтому представляется неточным.
В настоящее время в отечественной науке среди новых решений выделяется и трактовка культуры как качественной характеристики состояния общества3. Обращает на себя внимание известная односторонность различных трактовок культуры. Каждая из них фиксирует различные аспекты целого - продукты, средства, носителей деятельности. Поэтому авторы указыва-
1 Цит. по: Гудков Л.Д. «Культуры социология» // Западная теоретическая социология. Словарь. М., 1990.
2 Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - 3-е изд., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - С. 29-30.
3 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений в 2-х ч.-Ч.И.-М., 2000.
16
ют на необходимость синтезировать эти определения в единой, действительно системной теоретической конструкции.
Синтетическое, интегративное представление о сущности культуры как социального феномена, спроецированного на общество в целом, еще недостаточно разработано. По нашему мнению, одним из возможных подходов может быть рассмотрение культуры как определенного пространства социального взаимодействия. В этом случае деятельностная и предметная стороны культуры обретают формы взаимной связи и опосредованности в общественной жизнедеятельности. Культура выступает как прямое выражение и результат специфических связей и отношений, обусловливающих функционирование и развитие всего общества. В ней раскрываются взаимоотношения социальных субъектов и объедииенность их усилий и интересов.
В методологическом плане важным для настоящего исследования правовой культуры как социокультурного феномена является понимание сущности социокультурного подхода, выраженной П. Сорокиным в простой гуманитарной формуле: «Структура социокультурного взаимодействия... имеет три аспекта, неотделимых друг от друг а: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без других»1. Поэтому и нет живой культуры без взаимодействующих личностей и общества. Каждый элемент должен быть соотнесен с тройственным разнообразием, или матрицей, в которой он существует. Как видим, речь идет не о некоем противостоянии социальной структуры - с одной стороны, идей и ценностей — с другой, а о том, что социокультурный подход интегрирует три измерения человеческого бытия (человека в его соотношении с обществом, характер куль-
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.-М., 1992. - С. 218.
17