Ви є тут

Лоббизм как социальная практика в современной России

Автор: 
Павлюк Андрей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305965
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты
социологического анализа лоббизма...................................16
§1. Генезис понятия «лоббизм».......................................16
§2. Социологический анализ исторического опыта лоббизма.............56
Глава 2. Особенности становления лоббизма в современной России 80
§1. Социально-экономические и политические условия развития
лоббизма в современной России.......................................80
§ 2. Технологии и инструменты лоббизма как социальной практики 112
Заключение.........................................................129
Список литературы..................................................134
Приложение.........................................................148
Программа и результаты эмпирического исследования..................148
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях трансформации российского общества, когда изменяются прежние и формируются новые социальные отношения, внимание исследователей привлекают проблемы возникновения и развития многообразных социальных практик, выступающих своеобразными формами проявления и реализации общественных интересов определенных социальных групп и общностей.
Особое место в ряду современных социальных практик занимает лоббизм, который существует практически в любой стране, а его природа, степень влияния и особенности функционирования напрямую зависят от уровня развития демократии, налаженных каналов взаимосвязи общества и государства и политической системы в целом. В одних странах лоббизм становится формальным институтом, признается на официальном уровне, в других - игнорируется властями и существует как неформальная социальная практика.
Цивилизованный лоббизм, институционализация которого давно прошла на Западе, оказывает заметное влияние на общество и власть. С одной стороны, лоббизм обеспечивает репрезентацию интересов большинства «заинтересованных групп», предоставляя возможность быть услышанными в органах государственной власти даже совсем небольшим общественным объединениям, не обладающим значительными ресурсами и не имеющим других возможностей влиять на власть.
С другой стороны, лоббизм обеспечивает органы власти информацией о тех или иных социальных проблемах, предоставляет экспертные оценки по разрабатываемым государственным проектам и оказывает помощь чиновникам и законодателям в процессе принятия общественно необходимых решений.
Лоббизм в современной России становится атрибутом социального процесса и социально-экономической жизни. Действует значительное число
15
Структура работы определяется последовательностью целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
16
Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты
социологического анализа лоббизма
§1. Генезис понятия «лоббизм»
В процессе реформирования российского общества новые социальные процессы и явления, объективно присущие демократическим процессам и выступающие их составной частью, атрибутом, признаком, -становятся элементами предметного поля социально-гуманитарных наук, прежде всего, социологии. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм.
Лоббизм — одна из сформировавшихся социально-политических практик современной России, требующая научного осмысления с позиции социологии, прежде всего, с учетом растущего влияния лоббизма на политическую и социально-экономическую системы общества.
Сам термин «лоббизм» в своем развитии прошел сложный и противоречивый путь. Еще в 1553 г. он употреблялся для обозначения прогулочной площадки в монастыре. Столетие спустя так стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Через два столетия понятие приобрело политический оттенок.
В зарубежном научном знании принято считать, что традиция лоббизма сформировалась в США, в годы президентства У.С. Гранта (1869—1877), когда термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов на выборах за деньги12. Однако в Великобритании такая практика долгое время считалась предосудительной. Понятие стало устойчиво употребляться в политической и экономической сферах развитых зарубежных стран лишь в XX в.
12 Восемнадцатый американский президент и его соратники активно общались с деловыми людьми о лобби гостиницы. Там министры и сенаторы встречались с ними, выслушивали просьбы и давали слово выполнить их, в основном небескорыстно.