Ви є тут

Маргинализация современного российского общества : структурный анализ

Автор: 
Иванова Мария Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
305048
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1. МАРГИНАЛИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 12
§1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССОВ
МАРГ ИНАЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.................13
§1.2. СГ1 В) ЩФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЦЕССА
МАРГИНАЛИЗАЦИИ...........................................30
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ МАРГИНАЛИЗИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА МАРГИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ................................52
§2.1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИНТЕНСИФИЦИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
МАРГИНАЛИЗАЦИИ...........................................53
§2. 2. ЛОКАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ИНТЕНСИФИЦИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
МАРГИНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................70
Глава 3. ОСНОВНЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГ О ОБЩЕСТВА....................................89
§3.1. СТРУКТУРА МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......90
§3.2. ОСОБЕННОСТИ МАРГИНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА
ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА....................................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................120
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Стагистмчсскис данные.......................129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследовании......................136
1>АГУРА..............................................167
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема маргинализации впервые была поставлена в связи с процессами миграции и урбанизации в 30-е годы XX века. С тех самых нор интерес к данной проблеме оставался достаточно высоким, достигая наибольшего подъема в периоды социальных, политических и экономических кризисов. Косвенно об актуальности данной проблемы свидетельствует наличие к ней интереса со стороны различных наук, помимо социологии, таких как философия, психология, антропология и др.
Проблема маргинальности тесно сопряжена с процессами социальной трансформации, социальной динамики. В настоящее время, ритм социальных изменений перманентно возрастает. Вместе с тем, возрастает и интенсивность процесса маргинализации. Современное российское общество является транзитивным, посткризисным обществом, в котором наблюдается повышенная интенсивность процесса маргинализации. Поэтому, необходимо проанализировать особенности и тенденции данного процесса, провести его структурный анализ.
Интенсивность маргинализации в современной России вызывает необходимость всестороннего изучения этого процесса, как отрицательных, гак и положительных его последствий. Эта необходимость в значительной степени усиливается тем, что позитивный потенциал маргинализации в научной литературе раскрыт недостаточно, в особенности, применительно к современной российской действительности. Так же, в недостаточной степени раскрыт спектр маргинализирующих факторов современности.
Таким образом, автору диссертации представляется важным рассмотрение не только негативного аспекта маргинализации, па котором преимущественно делается акцент в исследовательской литературе, но и позитивного аспекта, го есть стабилизирующего потенциала, функции социальной динамики, а так же, контекста, необходимого для его реализации.
3
социальной группы, по отношению к которой он является «чужаком», на основании которой он может даже занимать лидирующее положение. Негативным моментом маргинального состояния автор видиг возможное негативное восприятие «чужака» членами социальной группы. Интеграция «чужака» в социальную группу, по мнению Г. Зиммеля, может произойти только по инициативе инсайдеров социальной группы, а не на основании самоидентификации, или обретения «чужаком» всех характеристик, присущих членам данной социальной группы.
Подобное понимание маргинального человека мы видим и Р. Парка, считающегося основоположником исследования проблемы маргинальности в социологии. Исследования данной проблемы Р.Э. Парком были связаны, в первую очередь, с изучением проблем миграции в рамках исследований Чикагской школы социологии. В своих работах Р.Э. Парк отмечает, что маргиналом индивида делает оценка социальных групп, он обладает более широким спектром качеств, чем представители социальных групп, на границе которых он находится.
Маргинальыость Парк определяет следующим образом. Личность человека всегда складывается в определенной культурной среде и социальном окружении, где формируется его представление о самом себе, поддерживаемое другими людьми. Это представление человека о себе или «Я-концепция» всегда оказывается неразрывно связано со статусом, который он занимает в родной «мы-группе» и соответственно с той ролью, которую он в ней выполняет. Сама роль — это своего рода «маска», которая постепенно гак «прирастает» к человеку, что становится его второй натурой, в каком-то смысле даже более реальной, чем его «первая», досоциальная природа. «Именно в этих ролях мы знаем друг друга, и именно в этих ролях мы знаем самих себя»5. Когда мобильность и миграция отрывают человека от родной «мы-груплы» и переносяч- его в культурные среды, отличающиеся от той, которую он покинул, возникает целый ряд последствий. В новых средах он
' Парк Р Э. По iy сторону наших масок. С 107.
16
становится «чужаком»: его прежние роли, закрепившиеся на уровне привычек, оказываются более или менее недейственными в новых для него условиях, а его поведение — непонятным и странным для окружающих. Человек оказывается живущим одновременно в двух мирах: в старом, из которого вышел (своими привычками, установками и представлениями), и в новом, в который вошел и в котором вынужден взаимодействовать с учетом новых образцов мышления, поведения и чувствования.
Современный тип общества, для которого характерна максимальная интенсификация мобильности и миграции, отрывает людей от их родных локальных традиций и помещает в промежуточное (маргинальное) положение между двумя культурными мирами, ни к одному из которых они не принадлежат целиком. «В ходе долгого исторического процесса... вместо маленького мира, в котором люди были связаны традицией, обычаем и естественной почтительностью к старшим, вырос великий мир, межплеменной, межрасовый и межнациональный, мир бизнеса и политики... Маргинальный человек — это личностный тип, который возникает там и тогда, где и когда из конфликта рас и культур рождаются новые общества, народы и культуры. Та же судьба, которая обрекает его жить одновременно в двух мирах, принуждает его принять в отношении миров, в которых он живет, роль космополита и чужака»6.
Естественной средой, в которой человек попадает в такую ситуацию и оказывается на пересечении разных культур, является город. Следовательно, формирование особого маргинального типа личности можно рассматривать как один из продуктов урбанизации. Маргинальный человек — это все более и более доминирующий тип городского жителя. И это тог самый тип личности, который обеспечивает психологический фундамент секулярной и рациональной цивилизации: «Маргинальный человек — это всегда человек сравнительно более цивилизованный» . Территориальная мобильность,
Парк Р.З. Культурный конфликт и маргинальный человек. С. 173, 175. 7 Гам же. С. 175
17