ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................. 3-18
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа профессионального становления авиационного
инженера............................................19-73
§1.1. Профессиональное становление военного авиационного инженера в вузе как объект социологического
исследования ............................................21-53
§ 1.2. Показатели и факторы в исследовании профессионального
становления авиационного инженера в военном вузе . . 54-71
Глава 2. Особенности профессионального становления инженера в современном авиационном ввузе Российской
Федерации ...................................... 74 - 115
§ 2.1. Содержание и значимость отбора абитуриентов в
профессиональном становлении авиационного инженера 74 - 90 § 2.2. Социологическая оценка процесса профессионального становления авиационного инженера в современном военном вузе ........................................... 90 - 111
Заключение ................................................. 116-128
Библиографический список ................................... 129-143
Приложения
144-146
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы научного исследования.
В обеспечении военной безопасности и защите интересов Российской Федерации в современных условиях важная роль принадлежит Военно-воздушным силам (ВВС). Объективным свидетельством возрастания значимости этого вида ВС во всем мире служит военная практика. Так, в арабо-израильском конфликте (60 - 70-х гг.) на долю военной авиации приходилось порядка 55 - 60% всего объема задач, то в операциях многонациональных сил в Югославии (1999 г.), а также в военных действиях в зоне Персидского залива (1991 и 2003 гг.) - не менее 70 - 80% всего объема задач, решаемых группировками войск в военном конфликте1.
Эффективность применения и боеспособность ВВС детерминируется не только численностью, технической оснащенностью и мобильностью, но прежде всего высокой выучкой и профессионализмом личного состава. Безукоризненную подготовку боевой авиационной техники может обеспечить не просто инженер как технический специалист, а высокоразвитая личность, гражданин, патриот России. Особенности, содержание и характер авиационно-инженерной деятельности формируют особый тип личности военного авиационного инженера. Однако процесс формирования современного авиационного инженера протекает сложно, сталкиваясь с серьезными трудностями. В настоящее время существует противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, молодые граждане РФ стремятся получить образование по профилю военного авиационного инженера, а с другой - не стремятся реализовать это образование по прямому предназначению. Двойственность ориентации многих молодых граждан РФ на получение профессии военного авиационного инженера обусловлена, с одной стороны, их стремлением реализовать свою индивидуальную жизненную мотивацию поступления в престижный ввуз с льготными условиями обучения, с другой - желанием после выпуска из ввуза (высшего военного учебного заведения) использовать свою
1 См.: Александр Зелии. Военная авиация сегодня и завтра. // «Красная звезда». - 2003. - 24 июля.
13
• анализ нормативных документов по изучаемой проблеме, регламентирующих организацию и функционирование системы военного образования;
• официальные статистические данные МО РФ, а также данные исследований Социологического центра Вооруженных Сил РФ;
• результаты авторского исследовательского проекта «Динамика профессионального становления авиационного инженера, как форма активности личности в процессе обучения и воспитания в военном ввузе». Проект включил в себя социологическое исследование, проведенное диссертантом в два этапа. На первом этапе, в период набора абитуриентов в 2005 году было опрошено более 400 поступающих. На втором этапе осуществлялась работа с более чем 500 курсантами - будущими выпускниками авиационных инженерных ввузов Москвы, Ставрополя, Иркутска, Твери 2006-2009 г.г.. Однородность генеральной совокупности позволила использовать случайную бес-повторную выборку. На втором этапе гнездование осуществлялось только по четырем курсам обучения - от второго по пятый. Доверительный интервал для обыкновенной надежности (от 3 до 10%) определен на уровне 0,05 (ошибка выборки +5%).
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: использованием общепринятых теоретико-
методологических принципов социологического анализа социальных явлений; научно обоснованной социологической методикой исследования профессионального становления военного авиационного инженера во время обучения и воспитания в ввузе МО РФ; количественными и качественными методами сбора первичной социологической информации; математикостатистическими и логическими методами обработки и анализа данных социологических исследований и их соотнесением с результатами других военно-социологических исследований.
Практическая значимость диссертационной работы:
1. Разработка и апробация методики социологического исследования профессионального становления военного авиационного инженера во время
14
обучения и воспитания в вузе, которая может использоваться органами военного управления как методическая база для изучения и оценки качества этой подготовки.
2. Формулирование научно обоснованных рекомендаций органам государственной власти и военного управления по повышению профессионализма выпускников ввузов в современных условиях.
3. Возможности использования аналитических и статистических результатов исследования в качестве информационного материала, необходимого для принятия управленческих решений, а также в процессе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ввузов.
4. Возможность использования результатов исследования при проведении анализа успешности профессионального становления курсантов вузов других родов и видов ВС РФ с учетом соответствующих квалификационных требований.
В процессе реализации цели и задач диссертационного исследования были получены результаты имеющие научную новизну:
1. Уточнены основные теоретико-методологические подходы и понятийно-категориальный аппарат в исследовании процесса профессионального становления военного авиационного специалиста в современном ввузе МО РФ; дано авторское определение понятия профессиональное становление военного авиационного инженера.
2. Разработана система показателей для описания качества профессионального становления курсантов авиационного инженерного ввуза во время обучения и воспитания в нем.
3. Обоснована целесообразность использования авторской модели по учету мотивационной составляющей военно-профессиональной направленности абитуриентов вуза для проектирования и прогноза успешности профессионального становления военных авиационных инженеров в период обучения и воспитания, а также военной службы в офицерском звании.
- Київ+380960830922