Ви є тут

Особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности : на примере вузов г. Мурманска

Автор: 
Недосека Елена Владимировна
Тип роботи: 
на примере вузов г. Мурманска
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
191817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
1.1 Проблема социальной адаптации: основные элементы понятия.............15
1.2. Особенности социальной адаптации студенческой молодежи в вузе.......35
1.3. Профессионально-практическая подготовка в вузе как фактор социальной
адаптации к профессиональной деятельности................................ 49
Выводы но первой главе.....................................................61
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. МУРМАНСКА)...............................64
2.1 Исследование роли вуза в адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности: социологический анализ......................68
2.1.1.Анализ удовлетворен п ос пт студентов экономических специальностей
теоретической и практической подготовкой в вузе............................70
2.1.2. Анализ удовлетворенности студентов экономических специальностей подготовкой к прохождению практик со стороны вуза......................................80
2.1.3. Анализ удовлетворенности студентов экономических специальностей социально-воспитательной работой вуза................................................82
2.2 Особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей в процессе прохождения производственной практики.............................85
2.3. Анализ влияния личностных особенностей студентов экономических специальностей на социальную адаптацию к профессиональной деятельности....................98
2.4. Определение уровней социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности............................104
2.5. Исследование особенностей социальной адаптации выпускников экономических специальностей, окончивших вузы г. Мурманска..............................116
2.6. Анализ представлений руководителей предприятий о качестве профессиональной
подготовки студентов экономических специальностей вузов г. Мурманска......124
Выводы по второй главе....................................................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................142
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Трансформация российского общества определила качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации важнейших аспектов деятельности высшей школы по социальной адаптации студенческой молодежи к профессиональной деятельности.
На студенческий возраст приходится процесс активного формирования социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает способность каждого молодого человека овладеть совокупностью социальных ролей: специалиста, родителя, общественного деятеля и др., что, на наш взгляд, является убедительным показателем успешной социальной адаптации, в том числе и к профессиональной деятельности. Студенческая молодежь объективно выступает носителем инновационной функции общественного развития, особенно в экономической сфере деятельности, но ее реализация сдерживается неэффективной системой социальной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Именно в процессе социальной адаптации студентов к будущей профессии прямо или косвенно зарождаются успехи и неудачи будущих специалистов с высшим образованием.
Социальная адаптация к профессиональной деятельности является сложным динамическим процессом формирования системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации профессиональных намерений и планов. Изучение особенностей социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности является необходимым условием обратной связи между вузом и внешней средой, которая формирует потребности современного общества.
Основными факторами, которые определяют особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к будущей профессиональной деятельности в вузе, являются:
1) вуз как агент социальной адаптации к профессии;
15
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И
1.1 Проблема социальной адаптации: сущность, структура, критерии
Проблема социальной адаптации является наиболее сложной в современной социологической теории. Это объясняется широким интересом к данному вопросу представителей философских, социологических, психологических научных школ и направлений (М. Вебер, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Д. Дъюи, Ж. Пиаже, Ф. Знанецкий, Л, Колберг, Ч. Кули, Т. Лукман, Р. Мертон, Д. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиппер, Г. Спенсер, П. Сорокин, У. Томас, Ю. Хабермас, Э. Фромм, Э. Эриксон, Ь.Г. Ананьев, Г.М. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др).
Сам термин «адаптация» (о г лат. айарпо - приспособление) впервые появился в естественных науках: физиологии ( Г. Ауберт), зоологии (Ж-Б. Ламарк). Биолого-патуралпстические концепции определили основными признаками адаптации все то, что ведет к увеличению численности организмов, расширению ареала их обитания, повышению их разнообразия. Главным результатом адаптации с их точки зрения является выживаемость и повышение уровня организации.
Исходя из того, что человек является продуктом эволюции живой материи и имеет свою специфическую социальную сре,ту обитания, соответствующую его биосоциальной природе, закономерно и логично, что он приспосабливается к этой среде. В соответствии с этим положением, гуманитарные науки, в том числе и социология, стали широко использовать термин адаптация и социальная адаптация. Идея приспособления к условиям социальной среды стала основой для рассмотрения различных аспектов процесса социальной адаптации и ее результата к определенным социальным ситуациям и их структурам.
16
Социальная адаптация относится к тем явлениям, которые раскрывают закономерности отношений человека и общества, позицию личности по отношению к социальному окружению. В этой связи, необходимо учитывать то обстоятельство, что социальная адаптация есть отражение взаимодействия двух высокоорганизованных развивающихся систем - личности и социальной среды.
Под влиянием теории эволюции Г. Спенсер впервые перенес законы биологической адаптации на свое видение общества как «социального организма». Адаптация понималась им как устойчивое уравновешивание организма (индивида) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства, повышение его «функциональности» .
Тард Г. отвел социальной адаптации одну из главных ролей в социологической теории и обратил основное внимание на роль человеческой психики и сознания в адаптационных процессах. Он выделял адаптацию (приспособление) как одну из форм социального процесса, считая, что адаптация есть способ решения социального конфликта в обществе и является доминирующим моментом социального взаимодействия1.
Б трудах западных социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, 'Г. Парсонса и Р. Мертона был заявлен собственно социологический подход к рассмотрению адаптации как процесса.
По Э. Дюркгейму адаптация представляет собой приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидуальном уровне адаптация выражается в принятии человеком господствующей общественной морали, осознании своего «долга» перед обществом, что проявляется в его мыслях, целях, делах. Нормы первичны, человек и его индивидуальное сознание вторичны. Адаптация, таким образом, представлялась процессом усвоения существующих норм.
3 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Мн., 1998. - С. 265 - 307.
4 История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Огв. ред. Г.В Осипов. - М.: Изл-во НОРМА, 2001.-С. 25.