Ви є тут

Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции

Автор: 
Астахова Анастасия Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300846
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ.................................13
1.1. Основные подходы к изучению новых религиозных движений в западной социологии религии................................16
1.2. Отечественные теоретические подходы к изучению новых религиозных движений...................................................34
ГЛАВА И. РАСПРОСТ РАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.....................53
2.1. Генезис и социокультурные факторы распространения новых религиозных движений в обществе............................54
2.2. Обращение в новые религиозные движения как социально-психологический процесс....................................64
ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ....................................................84
3.1. Внекультовая деятельность новых религиозных движений: основные направления.................................................85
3.2. Повседневное функционирование общины в рамках НРД.....100
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ И ИЗОЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ....................................................117
4.1. «Избранничество» как фактор социальной изоляции новых религиозных движений....................................................119
4.2. Влияние на стиль жизни последователей новых религиозных движений: соотношение адаптации и изоляции............................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................141
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................146
Приложения...........................................................157
Приложение 1. Программа социологического исследования «Ценностные ориентации в новых религиозных движениях: Свидетели Иеговы, Международное общество сознания Кришны»..............................157
Приложение 2. Программа социологического исследования «Повседневное функционирование религиозной общины в рамках нового религиозного движения»..............................................................163
15
сторонний характер, ориентируясь исключительно на критику и разоблачения. Так, в СССР новые религиозные движения изучались в рамках научного атеизма, а в 90-е годы в России наиболее пристальное внимание на деятельности НРД сосредоточили православно-ориентированные религиоведы, так называемые, сектоведы.
В силу различия в логике развития исследований новой религиозности, мы рассмотрим подходы западных и отечественных ученых отдельно с учетом существующих теоретических и методологических споров.
1.1. Основные подходы к изучению новых религиозных движений в западной социологии религии
Социологическое изучение новых религиозных движений - одна1 из актуальных задач современной социологии религии. Во-первых, новые религиозные движения интересны как не сложившиеся окончательно, формирующиеся объекты, эволюция которых происходит на наших глазах. Религии, существующие длительное время, изменяются под влиянием общества, однако, значение традиции все равно зачастую преобладает над инновациями. Ярким примером здесь является отношение к женщинам в традиционных религиях, где женщина, по тем или иным причинам, имеет меньше возможно-
I
стей, например, для карьеры священнослужителя. Новые религии могут, напротив, придерживаться феминистских взглядов. Новые религиозные движения также являются одним из индика торов возрастающей мировоззренческой относительности, кризисом «общепринятых норм». Есть мнение, что новые религии не слишком распространены, поэтому не следует придавать их деятельности по-настоящему большое значение. Но, с другой стороны, нередко также описываются разрушительные для жизни тех «немногих» людей' и их родственников последствия. Существуют отдельные случаи, когда последствия деятельности агрессивных новых религий влияли и на большое количество их сограждан1.
Социология считается мультипарадигмальной наукой. Согласно Томасу Куну, нормальное состояние науки подразумевает существование общепринятого образца постановки вопросов, исследования, анализа, которым является парадигма. При таком подходе социология постоянно находится в состоянии «научной революции», и «нормальная наука» может длиться не веками и десятилетиями, а в лучшем случае, лишь краткий период «моды» на того или иного автора. Социология новых религиозных движений в данном
1 Например, описанная деятельность ЛУМ Синрике. С.м. М Ссил Лу, ЛУМ! От одиночества к секте // Наука и религия. 1996. № 8. С. 62-64.