2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ...................................................15
1.1 Методологическая основа исследования процесса
профессионального обучения безработных..................................15
1.2 Безработица как личностно-профессиональный кризис
человека................................................................37
1.3 Компетентность как основа профессионального обучения
безработных: понятие и сущность.........................................57
1.4 Виды ключевых компетенций...........................................73
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗРАБОТНЫХ (НА ПРИМЕРЕ ГОУ ЦОСТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ).................................96
2.1 Характеристика безработицы в Иркутской области......................96
2.2 Виды ключевых компетенций, выделенные
работодателями Иркутской области и безработными........................110
2.3 Модель ключевых компетенций безработных............................125
Заключение.............................................................148
Библиографический список...............................................155
Приложения............................................................. 166
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования детерминирована неоднозначностью результатов социально-экономической реформы в России, характеризующихся множеством факторов, среди которых значительная роль принадлежит проблемам занятости населения.
При решении проблемы занятости населения на первый план выходит ряд явлений: сокращение рабочих мест, рост безработицы; сокращение молодых кадров на производстве; отток высоко квалифицированных работников в другие сферы деятельности, не требующие высокой квалификации; снижение уровня компетентности работников; сокращение молодых работников на производстве и другие.
Кадровая политика государства и организации включает широкий спектр вопросов, связанных с наймом и выбытием рабочей силы, повышением квалификации и переподготовки кадров, возвращением наиболее квалифицированной части населения в сферу экономических отношений, что в значительной степени зависит от стратегии развития общественной системы, сложившейся институциональной среды и ее адекватности современным реалиям. Противоречия между новыми современными требованиями общества, в частности рынка труда, и неумением взрослого опытного человека, а особенного безработного индивида, утратившего связь с профессиональным сообществом, использовать свой опыт, презентовать свои знания и умения, неумением действовать с учетом сложившейся обстановки определяют актуальность исследования.
Вместе с тем основные механизмы профессиональной подготовки работников проходят через систему обучения, что в конечном итоге оказывает существенное влияние на эффективность социальной политики в целом. Современная служба занятости постепенно начинает функционировать как институт по подбору и обучению, переквалификации кадров, в частности тех, кто потерял работу и относится к категории безработных. Необходимость
17
поступает в большинстве случаев от крупных предприятий, до 30 % рынка рабочей силы скрывается. Анализируя результативность профессионального обучения, П.Н. Новиков и В.В. Шеметов пришли к выводу, что система профессионального образования способна оказывать влияние на человеческий потенциал предприятий при условии, что программа курсов максимально соответствует требованиям работодателя; эффективно обучение на рабочих местах в форме «мастер-ученик», положительные результаты зафиксированы при обучении типовым специальностям на курсах в специализированных учебных заведениях; в условиях экономического спада профессиональное обучение персонала предприятия не приводит к немедленному улучшению экономических показателей. Авторами намечены перспективы дальнейших исследований: развивать методы оценки отдельных последствий
профессионального обучения на экономические показатели предприятия; совершенствовать информационное сотрудничество между администрацией региона, службой занятости, образовательной системой профессионального обучения с целью повышения экономической отдачи от проводимой работы по» профессиональному обучению населения.
Н.С. Розов рассматривает профессиональное обучение с точки зрения аксиологического подхода и выделяет компетентность как образовательную ценность, которая формируется через различные сферы образования. Компетентность содержит три аспекта: проблемно-практический, смысловой и ценностный. Проблемно-практический аспект - адекватное восприятие и понимание ситуации, соответствующая ситуации постановка цели, задач, норм, грамотное выполнение целей, задач, норм в существующей ситуации. Смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации в общем, культурном контексте. Ценностный аспект - способность адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, цели, задачи, нормы с точки зрения личных и общезначимых ценностей. В выделенном понятии «компетентность» не отражаются конкретные теоретические и практические знания, умения и качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения..Ученый
18
подчеркивает, что если человек компетентен в трех перечисленных выше аспектах, в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы, значит, он обладает общекультурной компетентностью. Компетентность объединяет существующие и потенциальные познавательные и практические данные и является более общим понятием и более устойчивым по сравнению со знаниями и умениями. Знания и умения имеют особенность устаревать со временем, а содержание компетентности может меняться в зависимости от изменений в обществе, образовании, профессиональной сфере и т.д. Но сама категория «компетентность» как таковая остается постоянной, хотя имеет подвижный компонент - содержательный. Ведущую, но не единственную, роль в профессиональной компетентности играет проблемно-практический аспект. Соответственно, ведущую роль в общекультурной компетентности играют смысловой и ценностный аспекты. Согласно данному подходу общекультурная компетентность имеет сущностное родство с профессиональной компетентностью. Обе компетентности имеют одинаковый состав индивидуальных и общезначимых ценностей, на освоение которых ориентированы как профессиональная, так и общекультурная компетентности. «Профессиональная компетентность не может быть ориентирована только на эффективность в решении профессиональных задач, неважно кем, почему и на каком основании поставленных (проблемно-практический аспект). Современное понимание явления профессиональной компетентности предполагает введение человека в общекультуриый мир ценностей, и именно в этом пространстве, человек далее реализует себя как специалист, профессионал» [105, с. 140]. Через узкое пространство профессии человек выходит в широкое и ответственное пространство общей культуры.
Профессиональное обучение безработных - профессиональное обучение взрослых. В отечественной и зарубежной науке даются различные трактовки понятия «взрослый». В исследовании мы придерживаемся социологического подхода к этому понятию, т.к. важен не биологический возраст, а степень развития социальной зрелости: взрослый «ведет себя как взрослый, т.е. играет
- Київ+380960830922