СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ .............................19
1.1. Социологические подходы к анализу студенческой молодежи в переходном обществе...................................20
1.2. Анализ влияния языковой подготовки на социализацию студентов.............................................46
II. УСТАНОВКА НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ.........................66
2.1. Сравнительный анализ установки на изучение английского языка и характеристики образовательной активности.............67
2.2. Социальные ценности студентов, приоритетно изучающих английский язык.......................................86
III. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНЫХ СРЕДАХ СТУДЕНТОВ-
«БИЛИНГВОВ».......................................104
3.1 Особенности формирования установки толерантности у
студентов-«билингвов»...................................105
3.2. Характеристики социальной адаптивности студентов, приоритетно изучающих английский язык, в поликультуральных
средах............................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................146
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема идентичности становится актуальной именно в период зарождения постнекласси ческой познавательной модели. Этот факт не является случайным явлением. Акцентирование на проблеме идентичности вписано в становление современной картины мира, связано со становлением информационного общества. Особенно актуальной и в научном, и в практическом отношениях представляется эта тематика в условиях современной России, когда происходят глубокие трансформации в общественном и экономическом устройстве, в сфере занятости падает престиж инженерного и квалифицированного труда, оказались разрушенными социальные институты обязательного трудоустройства и распределения выпускников вузов.
Распад социальных общностей, являвшихся основой для самоидентификации, неэффективность привычных способов ориентации в окружающей среде, делают чрезвычайно актуальным рассмотрение процесса формирования идентичности личности. По мнению Ю. Лотмана «общение в повседневной жизни определяет качество социальных связей, общественную стабильность. Быстрые радикальные перемены вызывают потерю коммуникативной связности общества. Теряет свою роль прежний язык коммуникации, все становится чужим, происходит разлад с самим собой. Чтобы ликвидировать эту негативную тенденцию, требуются новые культурные и духовные усилия по созданию новых способов, уровней коммуникации - среды, где можно «спокойно» найти себе социального партнера».1
Система высшего образования должна выступать как социальный институт, где происходит процесс адаптации индивида к ценностям нового социального окружения и формирования установки индивида. Сущность и
1 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. Труды по знаковым системам. Вып.6, Тарту. 1973.
Рассмотрена проблема модификации социальной идентичности студентов в процессе освоения иностранного языка; доказано, что между обучением второму языку и трансформацией социальной идентичности в процессе билингвальной социализации существует непосредственная связь.
Показано, что в ситуациях социальной нестабильное ги и усложнения индивидуального социального выбора билингвальные предпочтения студентов приобретают роль устойчивого социального ориентира в процессе профессиональной социализации.
Эмпирически подтверждено, что знание иностранного языка характеризует эталонную модель современного профессионализма и входит в характеристику элитного инженерного образования как критерий престижной принадлежности к специалистам высокого класса, приписывая им определенный профессиональный, культурный и социальный элитаризм.
На основе анализа ценностных ориентаций современной молодежи выделены три основные стратегии поведения учащейся молодежи: 1) стратегия прагматического поведения, 2) профессиональная стратегия, 3) безразличная или конформистская стратегия; показано, что они напрямую коррелируют с билингвапьными стратегиями студентов технических вузов: 1) целерациональной (получить больше шансов для престижной профессиональной карьеры), 2) ценностной (изучать язык для понимания культуры другой страны), 3) индифферентной (для сдачи экзамена).
Доказано, что иноязычная компетентность предполагает адаптирование не столько к информационному миру, сколько ко все возрастающим социальным, в том числе профессиональным, рискам, при актуализации которых необходим навык толерантности, обретаемый при достижении определенных уровней лингвокультурной компетенции.
Новизна постановки проблемы, современные подходы к анализу, включая многоаспектное эмпирическое исследование, и полученное в результате приращение научного знания нашли отражение в основных тезисах работы.
Положения, выносимые на защиту:
Студенческая молодежь, занимая срединное, промежуточное положение в возрастном физио-психологическом, социальном, производственно-экономическом, политическом и некоторых других отношениях, рассматривается в социальном и социологическом плане как маргинальная. Маргинализация студенческой молодежи определяет нестабильность ее поведения: неустойчивость внутреннего мира, ослабление или потерю жизненных ориентиров. Молодые люди вынуждены под давлением обстоятельств часто переоценивать ценности и нормы своего поведения. То есть, маргинальность студентов может иметь разное содержание с гочки зрения конструктивных и деструктивных последствий. Период стабилизации в обществе оказывает новое влияние на формирование социальной идентичности.
Являясь каналом восходящей мобильности, институт высшего образования предоставляет возможность не только обретения профессии, но и достижения престижной позиции в обществе. Обучение иностранным языкам в высшей школе играет определенную роль в становлении социальной и культурной идентичности будущих специалистов, является независимым измерением социальной стратификации, символом положения, занимаемого в статусной иерархии, маркирует соответствующий стиль жизни. Достижение иноязычной компетентности молодежью может иметь разные цели: прагматическую - достижение большей
конкурентоспособности и, соответственно, более успешное трудоустройство, информационную - расширение доступа к информационным источникам, развивающую - повышение образовательного уровня; престижную -повышение социального статуса.
Влияние ценностей на поведение человека опосредуется его социальными установками. Ценность изучения иностранного языка, выступая как регулятор социального поведения, реализуется в системе ценностных ориентаций, а в конечном итоге в установках, как важнейших
- Київ+380960830922