2
СОДЕРЖАНИЕ
»
Введение............................................... 3
1 Теоретические основания библиотечной деятельности
в условиях социального транзита........................ 12
1.1 Генезис библиотеки как социального
института: формирование социальных функций
ш
библиотеки......................................... 12
1.2 Библиотека в условиях информатизации
общества: библиотечно-информационный центр.........40
1.3 Особенности социальной роли библиотек в социальном пространстве постсоветской России.... 57
2 Социальное пространство Дальнего Востока России: проблема формирования информационной инфраструктуры 75
Ф 2.1 Дальний Восток России как социальная
целостность: мифы и реальность..................... 75
2.2 Библиотечное дело в условиях отдаленного
региона............................................. 104
2.3 Библиотека и формирование информационной
инфраструктуры региона. Модель регионального информационно-библиотечного центра.................. 117
Заключение............................................. 139
^ Список использованных источников ........................ 143
Приложения ............................................ 163
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется особым состоянием информационного пространства современной России и ролью, которую играет библиотека как социальный институт в конструировании этого пространства. При описании информационного пространства постсоветской России исследователи исходят из характеристик итогового состояния («информационное общество», «общество знания»). При этом наличное информационное пространство интересует наблюдателя в той степени, в какой в нем присутствуют искомые характеристики. В противном случае это ведет к сворачиванию исследования, констатации «атомизации» общества и отсутствия в нем взаимопонимания. Институциональная роль библиотеки в этих условиях определяется как удовлетворение информационно-образовательных потребностей населения. Таким образом, библиотека рассматривается как одна из служебных подсистем образования. Это резко сужает рамки библиотеки как социального института, деформирует ее
институциональные размерности.
Выявить функции библиотеки как социального института в условиях транзитного состояния информационного пространства мы и предполагаем в настоящей работе. Для выявления этих функций и особенностей институциональной организации необходимо рассмотрение состояния
информационного пространства постсоветской России без отсылки к некой целевой установке.
Основной особенностью современного информационного пространства, обоснование и анализ которой мы предлагаем
Уставший от нестабильности, войн и эпидемий эпохи Ренессанса европеец Нового времени искал и находил стабильность и успокоение в четкости и однозначности "объективных" законов. Эти законы лишь как-то утилизируются субъектом, но существуют независимо от того, знаю я о них или нет. В этом, собственно говоря, пафос знаменитого восклицания: "А все-таки она
вертится!".
Все антропоморфные элементы изгоняются из социальной реальности как "необъективные", а значит, в рамках господствующего онтологизма, "неистинные". В этом смысл бэконовского отбрасывания Призраков.
Подобное отбрасывание субъекта от мира происходило в самых различных, практически во всех областях знания. М. Фуко говорит об этом как о фундаментальном принципе эпистемы Нового времени [165, с 124].
Наиболее показательно это отбрасывание проявилось именно в социально ориентированных размышлениях, поскольку последние направлены на область наиболее субъективно нагруженную: область человеческих отношений.
Изучение социальной реальности проводилось по парадигме математики как наиболее строгой науки (Гоббс, Лейбниц) и физики как идеального мира объективной предметности (Галилей, Ньютон). В социальной структуре искали и находили аналог явлениям естественных наук. Так, общество — по Гоббсу — искусственное тело, сочетание некоторого количества простых тел (индивидов).
В мире физическом все подчиняется фундаментальному закону — инерции. Аналог инерции мыслители Нового времени видели в "интересе" (Спиноза). Но "интересы" всегда
являются разнонаправленными. Отсюда — "война всех против всех". Для сохранения системы возникает необходимость как-то упорядочить хаотическое движение индивидов. Так возникает "общественный договор". Индивиды (атомы, элементы) приводятся путем сочетания "эгоистических интересов" к искусственному равенству посредством самоотчуждения индивидуальных (естественных) прав и свобод и делегирования их "обществу" (равнодействующая) в лице имперсонифицированной элиты или правителя. Последний тоже является имперсональным и внеморальным. То есть даже там, где, по логике вещей, должен был бы появиться человек — хотя бы в виде ницшеанского Сверхчеловека — он сразу же лишается всех человеческих проявлений, становится социальной функцией (Макиавелли).
Трансцендентальные (или "экзистенциальные") элементы, апеллирующие к внерациональному, уникальному опыту человека, допускались лишь как "априорные утверждения и допущения", позволяющие обосновать единство и законосообразность социальной (и любой иной) реальности. Доказательством к тому служит онтологический аргумент Декарта, предустановленная гармония Лейбница.
Современный исследователь П. К. Гречко так описывает эту особенность социального философствования: "Он (разум) намеренно дистанцировался, отстранялся, уходил от "вторжений" со стороны бессознательного, от всевозможных аффектов, искажающего преломления социальных и иных факторов. Все подобные явления рассматривались им не иначе, как досадное и, в общем-то, искажение, замутнение его естественной, первородной чистоты" [66, С.90].
- Київ+380960830922