Ви є тут

Социальная инфраструктура современного российского города: состояние и перспективы развития : На примере г. Владикавказа

Автор: 
Каллагов Марат Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274687
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3 стр.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования
социальной инфраструктуры 13 стр.
1.1. Генезис социальная инфраструктуры как научной категории ... 13 стр.
1.2. Моделирование социальное инфраструктуры современного российского города.............................................27 стр.
Глава 2. Важнейшие направления развития социальной инфраструктуры
города 46 стр.
2.1. Роль социально значимых элементов инфраструктуры города
в совершенствовании среды обитания человека 46 стр.
2.2. Социальное прогнозирование в развитии инфраструктуры города..90 стр.
2.3. Инфраструктура города в сфере социальной политики государства...............................................стр. 113
Заключение........................................................137 стр.
Литература 142 стр.
Приложение
154 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современная российская действительность с социально-экономическим обновлением общества, дезинтеграционными процессами и сложнейшим переплетением противодействующих сип и тенденций устраивает своего рода исторический экзамен на адекватность и жизнеспособность практически всем социальным институтам и образованиям, в том числе и тем, которые, казалось бы, получили вечную прописку в социальной практике общества.
Становится все более очевидным, что такого фундаментального вызова и критического переосмысления не может избежать и основной тип расселенно-сти современного человечества - город и его социальная инфраструктура.
Между тем социальные процессы прошедшего столетия характеризуются увеличением числа и масштабов городов, что на языке демографов и социологов обозначается понятием «урбанизация». Так, если в начале XX столетия городское население нашей страны составляло не более 18 процентов, то к настоящему времени оно составляет около 70 %.
Это обстоятельство вместе с нарастанием загрязненности окружающей среды актуализирует исследования роли и значения социальной инфраструктуры города в удовлетворении жизненных потребностей населения, создании ему достойных условий жизни. Особенно это касается таких городов, которые выполняют роль столиц республик, административных центров краев и областей. Как правило, в таких городах сосредоточены важнейшие экономические артерии, социально-культурные очаги и трудовые ресурсы субъектов федерации. Примерно такую же роль играет город Владикавказ, и не только в пределах собственной республики, но и всего северо-кавказского региона благодаря своей геополитической расположенности и богатейшим культурно-историческим традициям.
или будет проходить лишь в несовершенном виде. Примером могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д. При этом материальные условия разделяются на внешние, созданные самой природой, климатом, географической средой, и общие, созданные человеком и являющиеся важнейшим компонентом так называемой второй природы. Материально-вещественные элементы «второй природы» создают общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всех видов общественной, и прежде всего трудовой, деятельности людей. Они органически связывают воедино различные сферы общественного производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно эти элементы образуют то, что называют инфраструктурой.
Родовым понятием инфраструктуры является понятие «материально-техническая» база в ее неразрывной связи с потребностями и интересами всех субъектов общественной жизни во всех ее проявлениях. Но уже в первой половине XX в. господствующие представления об общих условиях эффективного развития материального производства и социальной жизни стали развиваться одновременно и параллельно. С одной стороны, такой подход порождал идеи относительно условий развития промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, исходящие прежде всего из желания обосновать принципы функционирования таких отраслей, как транспорт, связь и другие. С другой стороны, в трудах социологов, демографов, архитекторов содержался анализ и обобщение практики создания материальных условий не только для трудовой, но и для других форм деятельности людей. К моменту же вхождения термина «инфраструктура» в научный оборот произошло сближение этих двух линий, результатом чего явилось представление об инфраструктуре как о едином комплексе соответствующих условий. Даже небольшой перечень мнений показывает, что складывается более или менее единая точка зрения на смысл понятия «инфраструктура», под которым теперь имеют в виду, как правило, условия эффективного развития не только материального производства, но и других сфер общественной жизни. При этом становление единого понятия инфраструктуры развивалось следующим образом.
Первоначально приоритетное внимание обращалось на тот очевидный факт, что многие элементы инфраструктуры - транспорт, дороги, средства коммуникации - выполняют вполне определенные социальные функции. Но по мере роста материально-технической базы образования, культуры, здравоохранения, быта и др., иными словами, всего того, что, не имея непосредственной связи с материальным производством, нацелено на создание благоприятных условий для решения задач социализации и развития личности, крепло призна-^ ние необходимости выделения и специального исследования той части инфра-
структуры, которая несколько позже получила название социальной. Наряду с понятием «производственная инфраструктура» в научный оборот все более прочно входит понятие «социальная инфраструктура». Соответственно, на практике все большее значение приобретает дифференцированный подход к инфраструктуре и деление ее на производственную и социальную.
Обобщая отмеченные различия в подходе к понятию социальной инфраструктуры, отметим, что чаще всего в качестве ее опорной базы называются материально-вещественные элементы, призванные обеспечивать общие условия деятельности человека в сфере труда, общественно-политической и духов-^ ной жизни, и связанная с ними деятельность человека в семье и быту.
Более полное и конкретное изучение рассматриваемого явления обнаруживает ряд дополнительных черт и характеристик, позволяющих раскрыть суть социальной инфраструктуры, которые можно сформулировать следующим образом:
- социальная инфраструктура есть закономерный и необходимый результат всего предшествующего социально-исторического развития общества, без освоения которого, как известно, невозможна рациональная организация всех сфер жизни современного общества. При этом ее содержание и структура прямо и непосредственно зависят от уровня развития производительных сил и характера общественного уклада, способствующего или препятствующего ее всемерному совершенствованию;
*
17