Ви є тут

Международное сотрудничество как фактор повышения профессионализма государственных служащих современной России: социальные аспекты

Автор: 
Москвина Анастасия Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270720
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава 1. Социологическая концепция профессионализма
государственных служащих................................ 14
1.1. Государственная служба как социальный институт. Функции государственной службы....................................... 14
1.2. Государственная служба как профессиональная деятельность 35
1.3. Социологическая модель профессионализма государственных служащих..................................................... 56
Глава 2. Социологический анализ участия государственных
служащих в проектах международного сотрудничества как фактора повышения их профессионализма............ 81
2.1. Международное сотрудничество в области государственной службы....................................................... 81
2.2. Эмпирические социологические исследования участия государственных и муниципальных служащих в программе малых проектов приграничного сотрудничества Тасис....... 104
2.3. Пути совершенствования международного сотрудничества в практике государственной службы современной России как фактора повышения профессионализма государственных служащих........................................................ 152
Заключение..................................................... 156
Библиографический список использованной литературы.............. 161
Приложения...................................................... 174
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из решающих факторов, определяющих эффективность функционирования государственной службы является профессионализм государственных служащих. Повышение уровня профессионализма в настоящее время является актуальной проблемой
реформирования российской государственной службы. Поэтому
социологическое исследование основных социальных факторов,
способствующих повышению профессионализма государственных
служащих является важной теоретической и практической задачей.
Актуальность темы исследования также обусловлена меняющимся характером функционирования данных социальных институтов государства, государственной службы - в условиях усиления взаимосвязи всех элементов общества и мира. Межгосударственное сотрудничество приобретает в последние годы большие масштабы, в международные отношения вступает все большее число разнообразных участников, в т.ч. представители местных и региональных органов власти, причем работающие не только в комитетах внешних связей, но и в отраслевых департаментах и отделах. В этих условиях международный аспект деятельности госслужащих становится все более значимым в общей структуре профессиональной деятельности госслужащих, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам государственных служащих.
В современных условиях проблема профессионализма становится актуальной для любой сферы деятельности. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Во-первых, крупномасштабным разделением и обобществлением труда, когда присутствие в конечном продукте качественного индивидуального вклада не обнаруживает себя явно, и профессионализм работника сегодня - важнейший фактор качества продукта, произведенного коллективно. Понятие профессионализма от узко деловой характеристики требуемых от работника качеств и знаний на данном рабочем месте, в
17
формирующейся отрасли социологии. Однако тенденции растущей взаимозависимости мира делают все более явной взаимовлияние внешней и внутренней политики государства6; содержания и результативности внешней функции государства и успехов в осуществлении его внутренней функции7. Следовательно необходимо комплексное изучение государства и таких его составляющих как институт госслужбы.
В целом государство выполняет разнообразные функции по поддержанию жизнедеятельности общества. И все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента можно сказать, что функции государства - это совокупность функций управления: руководства, координации, контроля, принятия решений с целью сохранения и развития социума, упорядочения его структуры и деятельности, обеспечения безопасности граждан, создания оптимальных условий для их всесторонней жизнедеятельности. Функции государства (и внешние и внутренние) реализуются институтом государственной службы.
Государственная служба как специализированная сфера деятельности государственных служащих, механизм реализации политической воли господствующего класса возникает вместе с государством как имманентно присущий ему элемент. Государство появляется на такой стадии развития общества, когда возникает объективная необходимость политического регулирования общественной жизни. Он призвано, по словам К. Маркса, решать двуединую задачу, во-первых, осуществлять координацию общих дел, вытекающую из природы всякого общества, во-вторых, выполнять специфическую функцию, следующую из противоположности между правительством и народными массами.8
Таким образом, государство выполняет функции поддержания жизнедеятельности общества, для этого ему необходим аппарат -
6 Международные отношения: социологические подходы: Сб. статей. /Под ред. Цыганкова П.А. - М.: Гардарика, 1998. - С.21.
7 Атаманчук Г.В. Государственное управление. - М.: Экономика. 2000. - С.22.
8 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.25, 4.1. - С.422.
18
государственная служба. Рассмотрим подробнее взаимосвязь государства с государственной службой.
В научной литературе выделяют три базовых понятия:
- государственная служба - практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах;
- государственная должность - юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий);
- государственный служащий - гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за оплату)9.
Отсюда вытекают следующие взаимосвязи. Государство - это система государственных органов федерального, регионального и местного уровней. Государственный орган - это система государственных должностей, замещаемых государственными служащими. Таким образом, государственный служащий является связующим звеном, с одной стороны, между гражданином и обществом, а с другой - между политикой и законодательством. В настоящее время государственная служба рассматривается как один из видов общественно-политического труда.
Таким образом, свои задачи государство решает через государственную службу, являющуюся комплексным правовым и социальным институтом, функционирующим посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенций государственных органов и государственных должностей. Базовые функции госслужбы определяются сущностью государства, его стратегическими целями и задачами.
Итак, суть государственной службы - исполнение полномочий государственных органов, выполнение политических решений и оперативное
д Атаманчук Г.В. Основные положения концепции развития государственной службы в РФ (доклад) 28 апреля 1992г. // Вестник государственной службы. -М, 1992.-С.5.