СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
1.1 МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 15
1.2 УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ: ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ В
АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК 36
1.3 МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 88
ГЛАВА 2 УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ (АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 113
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 198
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государство, вступив на демократический путь развития, столкнулось с проблемой пассивности большей части населения, в том числе молодежи, что проявляется в низком уровне интереса и участия в преобразованиях и нововведениях, инициируемых федеральными, региональными и местными органами власти. По данным последних социологических исследований, представленных Госсовету РФ в связи с обсуждением проблем молодежи и молодежной политики, около одной трети молодых россиян не идентифицируют себя со статусом гражданина Российской Федерации1, а значит, не считают необходимым лично участвовать в решении проблем своей страны и не связывают свою судьбу с перспективами ее развития. Имея право стать членами детских (по достижении 8 лет) и молодежных общественных объединений и принимать участие в общественной жизни, дети и молодежь, как правило, не реализуют его ни в 14, ни в 16, ни в 18 лет (только около 6% молодежи состоят в детских и молодежных общественных организациях). Более того, значительная часть молодых россиян не имеют представления о тех возможностях, которые существуют у них во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, так как в своем большинстве они с трудом отделяют местную власть от региональной или федеральной.
Подобная практика объясняется рядом обстоятельств: сложившимися еще в советский период стереотипами взаимоотношений российских граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, заключающимися в отсутствии необходимости участия в принятии решений в жизни общества; незнанием и непониманием населением целесообразно-
1 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический пор грет. -2-е изд., доп. и испр. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - С. 68.
3
мы с самог о начала основываемся на понимании того, что движение в сторону единой теории молодежи для исследовательской практики и для практики политической, социальной, культурной - не помощь, а препятствие»25.
В целом анализ становления и развития социологии молодежи говорит о том, что данная отрасль науки прошла сложный путь от упрощенного представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов до постепенного утверждения концепции молодости как особой фазы жизненного цикла с собственными интересами и социальным статусом. Развитие социологии молодежи проходило довольно медленно, что обусловлено историко-социальными обстоятельствами, возникающими в обществе.
Среди всего многообразия частных концепций и теорий среднего уровня автором выделены шесть направлений социологического изучения молодежи, существенных для целей диссертации.
Психоаналитическое направление - одно из наиболее развитых направлений анализа молодежи, которое основано на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Согласно этой концепции молодежью называется возрастная группа, которая находится на подготовительном этапе к будущей реальной взрослой жизни, при этом ее статус очень низок. Ее социальное поведение определяется биологическим и психологическим возрастом. Таким образом, в свете данной парадигмы рассматривается, собственно, не молодежь, а молодость (юность) как период жизни индивида. Молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость). Последователи 3. Фрейда применили ряд его постулатов для трактовки молоде-
25 Луков В. А. О свойствах междисциплинарности (к развитию теорий молодежи) //Там же. -№ 3. - С. 31.
19
жи. Например, американский исследователь К. С. Холл26 (1904) разработал теорию, согласно которой в развитии человека действует закон рекапитуляции, т. с. сжатого повторения основных этапов развития человечества в психическом развитии индивида. Он определяет юность как «второе рождение» человека, которое наполнено стрессами и конфликтами, нестабильностью и смятением, самоуверенностью и застенчивостью. К. С. Холл впервые представил научной общественности тему сексуальных переживаний в юношеском возрасте. Теория рекапитуляции подверглась критике из-за отсутствия развернутого рассмотрения реального социального контекста поведения и сознания молодого человека.
Шарлотта Бюлер (1922) предложила иную, чем у К. С. Холла, трактовку стадий периода созревания: отрочество (от 10-12 до 17 лет) и юность (от 17 до 21-24 лет). Отрочество считается критической фазой (уже не ребенок и еще не взрослый), которая отрицательно оценивается обществом.
В рамках нашего диссертационного исследования возраст молодежи будем определять в границах от 14 до 29 лет.
Психоаналитики основными чертами молодости считают переходность и конфликтность, которая возникает из-за несоответствия сексуальных потребностей и социального порядка. В свете фрейдовской концепции эдипова комплекса делалась попытка объяснить природу межпоколенче-ских конфликтов, осмыслить причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка.
В рамках неофрейдизма К. Г. Юнг27 и Д. Адлер28 в развитии личности большую роль отводили социальным факторам. Они не считали
л/
Холл К., Гардиер Л. Теория личности : учеб. пособие для вузов ) пер. с англ. И. Б. Гриншпун ; предисл. Д. А. Леонтьева. - М. : КСП+, 1997. - 719 с.
Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. - М. : Наука, 1996.-269 с.
20
- Київ+380960830922