Ви є тут

Формирование профессиональной готовности выпускников вузов к деятельности в силовых структурах институтов власти Российской Федерации : Социологический анализ

Автор: 
Буянов Владимир Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275018
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................... 3
Глава 1к Социологический анализ процесса формирования профессиональной готовности выпускника вузов.................................... 15
1.1. Теоретические подходы к пониманию профессии и профессиональной готовности................................................. 15
1.2. Теоретические основы изучения процесса формирования профессиональной готовности выпускника вуза к деятельности 35
Глава 2. Профессиональная деятельность в силовых структурах власти
Российской Федерации.......................................... 55
2.1. Институты власти в системе институтов российского общества..............................'.................................. 55
2.2. Особенности профессиональной деятельности в силовых структурах институтов власти РФ......................................... 89
Глава 3. Специфика формирования профессиональной готовности выпускников вузов к деятельности в силовых структурах власти... 105
3.1. Особенности формирования профессиональной готовности выпускников военных кафедр гражданских вузов........................ 105
3.2. Деятельность факультетов военного обучения /военных кафедр по формированию профессиональной готовности студентов (конкретные социологические исследования)......................... 138
Заключение............................................................ 159
Список использованной литературы...................................... 167
Приложения............................................................ 181
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена реальной и постоянно возрастающей ролью силовых структур институтов власти в обеспечении внешней и внутренней безопасности жизнедеятельности личности, государства и российского общества в целом. Термин «силовые структуры» давно применяется в российском обществе. Он содержит в себе обобщенное понятие органов, организаций и подразделений различных ведомств, выполняющих задачи по обеспечению функционирования социальных институтов власти РФ методами принуждения - «силовыми», в том числе применения оружия. Использование термина в настоящей работе обусловлено возможностью применения его к разноведомственному множеству организационных компонентов институтов власти Российской Федерации.
Основными силовыми структурами институтов власти России являются Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Российской Федерации (МЧС), Федеральная служба безопасности Российской федерации (ФСБ).
Силовые структуры институтов власти представляют собой неотъемлемые компоненты общества как социальной системы, которые не могут действовать асинхронно по отношению ко всем другим компонентам. В связи с этим реформирование Вооруженных Сил России как самой мощной государственной силовой структуры и других силовых структур институтов власти выступает как составная часть процесса реформирования всей системы социальных отношений российского общества.
Наличие объективной внутренней связи между реформированием Вооруженных сил и реформированием общества в целом нашло свое конкретное выражение в новой концепции их формирования, в которой предусматривается: - значительное сокращение численности Вооруженных Сил РФ при одновременном обновлении их материально-технической базы и повышении удель-
18
весия между уровнем сложности профессиональной деятельности и предполагаемым вознаграждением. Это несоответствие выражается в том, что человек,, владеющий определённой профессией, занят другим видом профессиональной деятельности или, занимая определённый профессиональный статус, оцениваемый неадекватным вознаграждением, человек лишь отчасти выполняет свои функции или даже только имитирует их выполнение. Последнее определяется как статусная несовместимость.
В рамках стратификационного подхода учитывается роль, которую играет профессиональная социализация в формировании личности и структуры общества. При этом обычно отмечается, что профессия наделяется социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе [135. С.167].
С позиций данного подхода роль производственных отношений, включая отношения собственности, в институционализации социальных общностей отнюдь не абсолютна, так как разделение труда приводит не только к появлению специализированных видов деятельности, структурируя их в зависимости от сфер общественного производства, но и располагает их в определенной иерархии внутри этой структуры.
Следовательно, профессии по своей природе не только дифференцированы, но и иерархичны по отношению друг к другу. При этом иерархия профессий определяется не только требованиями производственнотехнологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания и т.п. Те или иные профессии в каждом конкретном обществе имеют свой достаточно определенный статус. В силу этого и индивиды, которым присущи разные виды профессиональной деятельности, также приобретают социальные позиции и признаки, соответствующие этим профессиям, которые закрепляются конкретными социальными механизмами: престиж профессии, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т.д. [135. С. 89].
19
Профессиональные признаки стали одним из ведущих критериев социальной стратификации общества не только по причине того, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие социальные позиции, чем. объясняется то, что они в эту группу попали, но и потому, что в современном-организационно стратифицированном- обществе члены профессиональной-группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды [55. С. 155].
Влияние дифференцированности профессий на формирование стратификационной структуры общества обусловлено наличием неравенства способностей и возможностей людей. Дело в том, что разные виды профессиональной деятельности требуют особых способностей, которыми обладают не все индивиды в одинаковой степени. Кроме того, любая, даже самая простая профессиональная деятельность основывается на определенном уровне профессионального мастерства и квалификации. А это уже связано с более или менее длительным обучением [98. С. 49].
Таким образом, выбор вида профессиональной деятельности в значительной степени определяет социальный статус индивида, т.е. его позиции в социальной иерархии.
Представители деятельностного подхода к изучению профессии: Т. Парсонс, P.M. Павалко, У. Бабер, исходят из того, что ее основным признаком является вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда. Так, Т. Парсонс [124] описывает структуру профессионального комплекса, развивая деятельностный подход, определяет роль образования в развитии профессионального комплекса. При этом представители деятельностного подхода отмечают, что любая профессия и профессиональная группа (сообщество) характеризуются четырьмя особенностями (чертами).
Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эта главная особенность профессии тесно связана с ее второй отличительной чертой - вы-