2
Автор выносит особую благодарность В.В.Волкову за неформальное со-руководство диссертацией.
Автор также благодарит научного руководителя Б.М.Фирсова; В.М.Воронкова, Дж.Даунинга, Э.Мнцкевич, К.Нордснстренга и своих респондентов за помощь в работе; Европейский университет в Санкт-Петербурге и Московский Общественный Научный Фонд —за институциональную и материальную поддержку' проекга.
з
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.......................................................................28
1.1. Теоретический подход........................................................................28
1.1.1. МК как деятельность по конструированию реальности.......................................28 v
1.1.2. Субъекты действия в МК..................................................................29 V
1.1.4. Понятие власти, контроля и влияния......................................................33
1.1.5. Виды мотиваций, ресурсов и вытекающих из них практик....................................36
1.1.6. Основные типы эмпирических агентов власти...............................................38
1.1.7. Границы применимости предлагаемого подхода............................................ 42
1.2. Методы и источники..........................................................................44
1.2.1. Сбор данных.............................................................................44
1.2.2. Использованные источники.............................:..................................46
1) Комплексный источник информации: наблюдение..............................................46
2) Устные источники информации: интервью, беседы, лекции....................................47
3) Письменные источники.....................................................................48
1.2.3. Анализ данных...........................................................................49
Заключение к главе 1.............................................................................50
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ СМК.......................................................................................52
2.1. Советская медиа-система.....................................................................52
2.1.1. Официальная советская доктрина в области CMIC...........................................54
2.1.2. Централизованная система контроля.......................................................55
2.1.3. Парадоксы советской системы контроля....................................................57
2.2. Основные этапы трансформации Советской / Российской медиа-системы...........................50
2.2.1. Перестройка: период разложения старой системы...........................................59
2.2.2. Формирование законодательства как основа новых правил игры..............................61
2.2.3. Период взлета и спада автономии СМК.....................................................62
2.2.4 Раздел СМК между кросс-институциональными властными группами.............................66
2.2.5. Период консолидации государезвенных властных агентов....................................70
Заключение к главе 2.............................................................................73
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ..................................................................75
3. 1. Практики «государственныхн агентов и других источников насилия.............................78
3.1.1. Практики, основанные на доступе к общественным ресурсам ...............................80
3.1.2. Практики создания предписывающих правил.................................................84
3.1.3. Комплексное использование ресурсен: кампании против СМК.................................88
3.1.4. Практики применения открытого насилия...................................................94
3.2. Экономические агенты г,....................................................................100
3.2.1. Владельцы..............................................................................100
3.2.2. Рекламодатели......................................................................... 109
3.3. Источники информации.......................................................................7/5
3.4. Аудитория и ее «представители»............................................................./23
Заключение к главе 3 /2 7
ГЛАВА 4. ПРАКТИКИ ЖУРНАЛИСТОВ......................................................................129
4.1 .Производственная необходимость............................................................./29
4.1.1. Структура журналистского труда.........................................................129
4.1.2. Отношение журналистов к «производственным» ограничениям................................136
4.2. Указания начальства и отношение к ним......................................................139
4.2.1. Контроль со стороны начальства и практики реакции......................................139
4.2.2. Отношение к контролю начальства и гралслтгрусмым через него влияниям...................143
4.3. Практики журналистов по отношению к источникам информации..................................145
Заключение к главе 4............................................................................/51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................
ДОКУМЕНТЫ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ............................................................
ИНТЕРВЬЮ................................................................................
153
161
168
171
СПИСОК ТАБЛИЦ.................................................................................................»73
16
упоминавшаяся книга И.Засурского «Масс медиа Второй республики»46. Однако и она написана в жанре большой журналистской статьи и основана на опыте работы автора корреспондентом «Независимой газеты» (то есть имеет оригинальный эмпирический материал, но не имеет метода). Болес ранние монографии Е. Андру нас4' ценны тем, что были первыми книгами по пост-советским масс медиа, написанными по горячим следам. Из них книга «Soviet Media in Transition», также упоминавшаяся в предыдущей части обзора, - единственная монография российского исследователя по отечественным СМК, выпущенная за рубежом (кроме этого, имеется небольшое число статей в западных академических журналах48). Достаточно большое количество монографий посвящено типологии и другим вопросам печати, в том числе и упоминавшаяся книга Л.Реснянской и И.Фомичевой «Газета для всей России»*9.
За пределами факультета журналистики МГУ, представителям которого принадлежат все перечисленные монографии, также можно отметить несколько книг. Брошюра В.Дубицкой «Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации»5" рассматривает различные мифологемы в телепродукции, а также содержит уникальный анализ восприятия телесериалов на основе писем зрителей к Веронике Кастро. Многочисленные труды Киевского исследователя Г.Ночепцова51 изобилуют разнородными примерами из истории российских, украинских и других СМК, однако они не являются исследованиями, имеющими собственную эмпирическую базу и метод. Книги Центра политической информации, такие как «Медиа-империи России» О.Блиновой52 и «Информационная война в России» А. Мухи на53, представляют собой справочно-аналитические издания, но по информативности и уровню обобщения данных не уступают академическим трудам.
Отметим, что работы Г.Почепцова и А.Мухина являются не столько трудами по массовой коммуникации, сколько взглядом на СМК из смежных областей знания. Группа таких
4' Y.Zassoursky, F.Vartanova (edsj. Changing Media and Communications. Moscow: Faculty of Journalism / ICAR, 1998: Y.Zassoursky, E. Vartanova (eds).Media. Communications and the Open Society. Moscow: Faculty of Journalism / IKAR, 1999.
46 И.Засурский, 1999.
47 Е.Андрунас. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.: Изд-во МГУ, 1991; Androunas, 1993.
4* Например, статья социолога из Казани Л.Низамовой в соавторстве с британскими коллегами: Н.Davis, Р. Hammond, L. Nizamova. Changing Identities and Practices in Post-Soviet Journalism: The Case of Tatarstan / European Journal of Communication, Vol. 13, No 1, 1998, p. 77-97; статья финской исследовательницы Т.Рантанен и Е.Вартановой (МГУ): T.Rantancn, E.Vartanova. News Agencies in Post-Communist Russia: From Monopoly to State Dominance / European Journal of Communication, Vol. 10, No 2, 1995, p. 207-220; статья автора: E. Koltsova. Change in the Coverage of the Chechen Wars: Reasons and Consequences / Javnost - ThePublic, Vol. 7. No 4,2000, p. 39-54.
49 Л.Реснянская, И.Фомичева, 1999.
50 В.Дубицкая. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М.: Изд-во института социологии РАН, 1998.
51 См., например, одну из последних книг: Г.Почепиов. Информационные войны. М. - Киев: Рефл-бук / Баклер, 2000. Полная библиография автора там же.
v О.Блинова. Медиа-империи России. М.: СПИК-цснтр, 2000.
53 А.Мухин. Информационная воина в России: участники, цели, технологии. М.: Гном и Д, 2000.
17
монографий относительно велика; среди них можно выделить, например, исследование паб-лик рилейшнз в России М.Шишкиной54 и книгу по избирательным технологиям Е.Малкина и Е.Сучкова>5.
Подведем итог. Теория массовой коммуникации является очень развитой отраслью, однако в отношении пост-социалисгических СМК исследовательский подход, как правило, сужен до нормативных теорий, важных для процесса принятия решений в обществе, но имеющих небольшую объяснительную силу. Эти теории восходят к традициям 50-60-х годов, в то время как другие области теории МК ушли далеко вперед и демонстрируют большое концептуальное разнообразие. Таким образом, главной ценностью исследований пост-социалистических СМК является, прежде всего, собранный в них обширный эмпирический материал, тогда как сила социологических интерпретаций этого материала пока уступает концепциям, разработанным в других областях теории МК.
Исходя из этой ситуации представляется, что для эффективного исследования властных практик в производстве новостей в современной России необходимо, во-первых, отделить описательные компоненты имеющихся исследований от предписательных рассуждений (что часто смешивается); во-вторых, заимствовать из разных областей теории МК полезные, но пока разрозненные концепции и соединить их в единый подход, адекватный задаче; и в-третьих, переосмыслить и вписать накопленный предшественниками эмпирический материал в исследовательскую концепцию автора. Эта концепция предполагает, прежде всего, перенесение предмета исследования из сферы структур и их идеального функционирования в область реальных действий конкретных индивидов и групп, участвующих в создании медиа-ироду кцин.
Предмет и объект исследования, его цели и задачи
Отсюда, объектом исследования является сеть (сообщество) социальных агентов, прямо или косвенно вовлеченных в производство теленовостей. Это, во-первых, непосредственные производители новостей, работающие в новостных редакциях, а также другие сотрудники телекомпаний, влияющие на эти редакции - прежде всего, руководство. Во-вторых, эго различные внешние агенты: источники информации, экономические агенты (владельцы, спонсоры, рекламодатели), чиновники и политические деятели и др.
54 М.Шишкина. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.
^Е.Малкии, Е.Сучков. Основы избирательных технологий. М.: Русская панорама, 2000.
- Київ+380960830922