Ви є тут

Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект

Автор: 
Власова Марина Васильевна
Тип роботи: 
микроинституциальный аспект
Рік: 
2004
Артикул:
192762
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................3
Глава I. Социальное взаимодействие в сфере здравоохранения.....15
1.1. Социологический анализ медицинской практики...............15
1.2. Нормативная кодификация взаимоотношений «врач-пациент» . 39 Глава II. Межличностная коммуникация «врач-пациент» в системе здравоохранения России.........................................56
2.1. Проблема коммуникации в практике отечественной медицины. .56
2.2. Аттитюды межличностного общения в процессе лечения........80
Заключение....................................................106
Список источников и литературы................................111
Приложение....................................................128
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социологический анализ институциализации реформы здравоохранения в России является актуальной задачей, так как в новых экономических условиях требуется изменение не только организационного механизма, но и социальной составляющей института охраны здоровья. Если его правовые и финансово-организационные основы можно трансформировать волевым путем относительно быстро, то таким же образом невозможно изменить социальные установки, детерминирующие отношение населения к ценности здоровья и определяющие характер социального взаимодействия в процессе лечения.
Исследование эволюции социального взаимодействия в области здоровья и процессов реформирования систем здравоохранения позволяет установить базовые установки, выражающие институциальные образцы и нормативные императивы, определяющие отношения людей в этой сфере общества.
В настоящее время происходят принципиальные изменения в структуре населения. Резко обозначилась поляризация его слоев, социальных групп, исключающая возможность однообразного подхода к организации медицинского обслуживания.
В процессе реформы здравоохранения изменения происходят не только на макроинституциальном уровне, но и на микроинституциальном уровне, реализующим изменения в моделях и практиках общения. Здесь важным и актуальным является фиксация диссоциации коммуникативных связей в системе «врач-пациент» как следствия изменения социокультурной составляющей профессиональной врачебной деятельности.
Без решения институциальных проблем, возникающих в процессе реформы здравоохранения России, социальная политика государства в этом вопросе не будет иметь успеха, так как предлагаемые механизмы
3
формы современного патернализма: «государственный», так как
государство участвует соглашении пациента с лечебным учреждением, и «патернализм знания», основанный на власти специалиста, но данный тип отношений аппелирует к сознанию пациента и уравновешивается индивидуалистическими ценностями и экономическим характером обмена, вводящими в план взаимоотношений врача и пациента модель «продавец-покупатель», характерную для рыночного общества и исключающую патернализм.
3. Переход к «конвенциально-институциализированной» модели взаимоотношений врача и пациента на микроинституциальном уровне взаимодействия в процессе медицинской практики сопровождался макроинституциальными изменениями системы здравоохранения, которая в современном обществе регулируется не столько моральными императивами, сколько финансово-правовыми механизмами, обусловившими трансформацию институциальных ценностей патернализма в сторону ценностей индивидуализма, основанных на договорных отношениях и экономическом обмене, что является характерным для гражданского общества с развитой рыночной экономикой.
4. На фоне социокультурных изменений российского общества в течение всего XX в. произошло редуцирование навыков коммуникации врача и пациента к уровню инструментального взаимодействия. Разрушение государственного патернализма и переход к рыночным отношениям в медицине усилили диссоциацию коммуникативных связей. Исчезло партнерство врача и пациента в процессе создания общего смысла взаимодействия в результате устранения государства как авторитетного посредника. В настоящее время межличностные отношения врача и пациента определяются разрывом социальных связей и изменением отношения врача к своей профессии в результате технократизации медицины и элиминирования сострадания из критериев
12
профессионализма. Однако поведение врача с точки зрения его сущностных устремлений и социальной роли должно мотивироваться интересами и благом пациента. Человеколюбие является не только основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на эффективность врачебной деятельности, что поднимает вопрос о сопряжении в модели социального взаимодействия врача и пациента моральных и экономических стимулов.
5. На микроинституциальном уровне врач и пациент нередко обнаруживают различие в социальных установках, приводящее к конфликту взаимных экспектаций, из-за внесение в отечественную систему здравоохранения элементов рыночных отношений, которые дополнили характеристики взаимоотношений врача и пациента такими понятиями, как производитель и потребитель медицинских услуг. Таким образом, морально-этические взаимоотношения врача и пациента наполнились правовыми отношениями производителя и потребителя. Степень соотношения комплекса характеристик этих качественно новых взаимоотношений определена таким образом, что позволяет, с одной стороны, превозносить роль рыночных взаимоотношений врача и пациента, с другой - принижать ту сторону взаимоотношений, в которых не присутствует элемент социальной целесообразности.
Данные исследования процесса коммуникации в системе «врач-больной» свидетельствую, что на микроинституциональном уровне взаимодействия существует амбивалентность социальных установок по отношению к реформе здравоохранения. Респонденты, высказывая положительные суждения о рыночных отношениях, в большинстве своем ратуют за сохранение патерналистской модели с позиций морального сознания, причем врачи демонстрируют большую приверженность им, чем пациенты. Врачей больше устраивает сохранение статус кво и в этом они опираются на существенную часть пациентов. Но пациенты все же больше заинтересованы в реформе здравоохранения, уповая на профессионализм врачей и четко регламентированное оказание услуг. Их
13