СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава Г. Теоретико-методологические основы исследования
социокультурных процессов. 18
•1.1 Общее представление о социокультурном процессе. 18
1.2 Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина. 32
1.3 Определение исходных дефиниций исследования. 43
Глава II. Современные социокультурные процессы
и формирование массового сознания..........................59
2.1 Анализ преступления в русской культурной традиции. 59
* 2.2 Социокультурные процессы современной России. 73
2.3 Стереотипы сознания и диалог культур. 82
Глава III. Трансформирующееся российское общество
как базисная основа становящейся личности.................94
3.1 Особенности современных массовых процессов. 94
• 3.2 Функционирование социальных институтов
в современной России. 107
3.3 Специфика девиантного и делинквентного
поведения в современной России. 125
Заключение.......................................................140
Библиография.....................................................153
Приложения.......................................................158
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств - общепланетарного, регионального и государственного масштабов, оказывающих самое непосредственное воздействие на все происходящие в России социокультурные процессы, в том числе и на девиантное поведение молодых россиян. Выделим наиболее значимые из них.
•Констатация факта модернизационных процессов в современной России, независимо от того, как оценивают ее успехи/ просчеты исследователи, ставит перед всем российским обществом задачу воспитания в сравнительно короткий срок у населения таких новых систем ценностей, которые обеспечат их умение осуществлять нормальную жизнедеятельность и работать в условиях российской рыночной экономики, в противном случае тип и стиль деятельности во всех сферах жизни нашего общества будут стихийно воссоздавать наиболее грубые, хищнические и криминогенные способы социального бытия, пагубно влияющие не только на экономику, но и на само существование России.
•Изменения во всех сферах жизни российского общества в течение последнего десятилетия происходили стихийно, хаотически и во многом конфликтно, чаще всего вопреки задуманному плану радикальных реформ и сопровождались непредсказуемыми последствиями. Эго происходит в первую очередь потому что все наши эшелоны власти имеют очень невысокую социально-гуманитарную культуру и сейчас проводятся в жизнь наработки вульгарного экономизма, технократизма и того «железного» менеджеризма, которые давно и достаточно успешно были преодолены западными политическими структурами. Следует отметить, что императивный и волюнтаристский стиль управления весьма негативно оценивается россиянами, воспитанными в других традициях
3
•показана современная роль традиционных социальных институ тов первичной социализации молодых - гражданского общества, семьи и системы народного образования, реализующих в настоящее время в процессе социализации молодых по преимуществу традиционные социальные технологии, связанные с формированием дисциплинированных исполнителей, а не самоактуализирующихся индивидуальностей, необходимых для становления в России нового информационного типа культуры;
•рассмотрена эволюция в девиантном и делинквентном поведении современных россиян, выявлены новые формы преступлений, связанных с становлением рыночных отношений и информатизацией российского общества, проанализированы две прогностические модели девиантного поведения в российском обществе, имеющие позитивную, оптимистическую и негативную, пессимистическую направленность.
Информационную базу исследования составляют материалы государственной и ведомственной статистики, информационные, аналитические и нормативные материалы МВД РФ, которые были проанализированы методами социологического анализа на основе качественных (идиографичсских) и статистических (количественных) подходов, а также на основе контент-анализа. Это позволило выявить и систематизировать современные социокультурные факторы, влияющие на девиантное поведение молодых россиян. В диссертации па основе вторичного анализа использовались эмпирические данные ряда общероссийских исследований, проведенных в последнее десятилетие. Практическая значимость диссертации:
•положения и выводы диссертации направлены на дальнейшее углубление теоретического осмысления существующих тенденций социологического анализа современных массовых социальных процессов и
15
социальных институтов, которые детерминируют социализацию подрастающих поколений;
•показана значимость интегративного понимания социокультурных процессов, обеспечивающих взаимопонимание и сплоченность общества на основе единства базовых систем ценностей и патернов культуры, позитивно воспринимаемых всеми членами общества;
•выявлена роль девиантности в социальном массовом поведении в условиях перехода общества от одного к другому типу культуры;
•сделанные в работе выводы могут быть использованы как при разработке и чтении спецкурсов но социологии вообще и социологии молодежи в частности, а также при проведении эмпирических исследований по данной проблематике и при разработке практических рекомендаций для различных инстанций, занимающихся социализацией и адаптацией молодежи.
Апробация результатов исследования осуществлялась на двух научных конференциях в МГУ им. М.В. Ломоносова и была положительно встречена научной общественностью:
•конференция в ИГТПК при МГУ, посвященная проблемам среднего класса России (февраль 2001 г.);
•Ломоносовские чтения ( апрель 2001 г.).
Выводы и практические рекомендации диссертации неоднократно были предметом дискуссий на оперативных совещаниях по месту работы автора.
Методологические выводы и практические рекомендации диссертации были доложены и положительно оценены на совместном заседании лаборатории социальных проблем высшей школы и отдела социокультурных процессов в молодежной среде Центра социологических исследований МГУ, по месту работы моего научного руководителя, где работа обсуждалась и была рекомендована к защите.
16
- Київ+380960830922