Ви є тут

Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи

Автор: 
Гончарова Наталья Георгиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
191781
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования досуговой деятельности студенческой молодежи............................17
1.1. Понятие досуговой деятельности студенческой молодежи и основные теоретические подходы к ее исследованию........................17
1.2. Студенческая молодежь как особая социальная группа в контексте досуговой деятельности..................................................35
Глава 2. Основные социальные характеристики современного российского студенчества и факторы трансформации его досуговой деятельности.
2.1. Современное российское студенчество: социальный портрет 53
2.2.Макросоциальные факторы трансформации досуговой деятельности российского студенчества................................................69
Глава 3. Ценностные ориентации и основные формы досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: опыт
прикладного социологического исследования...............................95
3.1. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи России в досуговой деятельности.........................................95
3.2.0сновньтс формы досуговой деятельности студентов в современном российском обществе....................................................112
Заключение.......................................................142
Список литературы...............................................148
Приложения......................................................159
3
Актуальность темы исследования.
В течение последних десятилетий в России произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества, явившиеся причиной возникновения целого ряда острых проблем, отдельное место среди которых занимают проблемы молодежи как особой социально-демографической группы. В качестве одной из сфер жизнедеятельности молодежи, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, в настоящее время выступает досуг. Трансформация российского общества в целом сопровождается глубокими изменениями в сфере культурно-досугового, рекреационного обслуживания населения. Кроме того, именно в пространстве досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных
ориентаций, разрушением традиционных норм и ценностей. Данное
г
состояние общественного развития, которое исследователи с полным основанием называют состоянием социальной неопределенности,
характеризуется тем, что, социализация молодежи, приобретает здесь отклоняющийся характер, размываются устойчивые жизненные представления и ориентиры молодежи, снижается' уровень культуры ее досуга.
Помимо этого состояние социальной неопределенности
характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодежного досуга, связанных с возникновением настроений
бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. В то же время для части молодежи характерно доминирование гедонистической
направленности в рамках ее досуговой деятельности, что предполагает ориентацию на получение в свободное время исключительно удовольствий и развлечений. Для многих людей в российском обществе досуг по существу, оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, хотя в действительности он является регламентированным в соответствии с
потребности в активном досуге возрастают прямо пропорционально росту имущественного благосостояния представителей студенческой молодежи, а возможность преуспеть в досуговой сфере жизнедеятельности связывается абсолютным большинством студентов с материальными возможностями.
6. Как свидетельствуют результаты проведенного автором
эмпирического исследования, российские студенты в свободное от учебы и работы время предпочитают слушать музыку, смотреть телевизор, а также заниматься на компьютере. В настоящее время крайне незначительное место в структуре студенческого досуга занимает тип досуговой деятельности, характеризующийся развивающей направленностью свободного времени. Напротив, абсолютное большинство студентов ориентировано на поиск исключительно развлечений. В современных российских условиях значительная часть студенчества сталкивается с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, которые доступны далеко не всем представителям студенческой молодежи. Отсюда возникает противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями и интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни многих российских студентов, которое способствует возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности. Указанные деформации включают практику досуга как ухода от действительности, крайними формами которого являются алкоголизм и наркомания, а также различные формы асоциального, в том числе, и противоправного поведения.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена его актуальностью, а также тем фактом, что полученные автором результаты, касающиеся досуговой деятельности современного российского студенчества, позволяют углубить, систематизировать и концептуализировать имеющиеся научные представления о специфике и особенностях данного аспекта жизнедеятельности студенческой молодежи. Проведенное диссертантом эмпирическое исследование способствует
16
определению характера влияния макросоциальных факторов, объективных условий жизни российских студентов на их досуговую деятельность, формирование ценностных установок и ориентаций в сфере досуга представителей рассматриваемой социальной группы.
Основные выводы, сделанные автором в ходе социологического исследования досуговой деятельности российской студенческой молодежи, позволяют выявить характер функционирования учреждений, занимающихся культурно-досуговым обслуживанием населения страны в целом и студенчества в частности, а также определить рекомендации, призванные повысить эффективность данной работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании социологии, социальной философии, отраслевых социологических дисциплин, социологии молодежи, социологии досуга, при разработке спецкурсов, посвященных студенчеству как особой социальной группе.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.