Ви є тут

Политика социальной поддержки семей с детьми на примере Московской области : социологический аспект

Автор: 
Ялтанская Татьяна Евгеньевна
Тип роботи: 
социологический аспект
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
162
Артикул:
192448
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ....................13
1.1. Социальная политика: содержание, сущность и принципы 13
1.2. Государственная семейная политика как направление социальной политики...................................26
1.3. Политика государственной социальной поддержки семей с ДЕТЬМИ в современных условиях.........................46
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ...............................71
2.1. Положение семьи с детьми в Московской области....71
2.2. Социологический анализ состояния
социальной поддержки семьи........................... 94
2.3. Региональные модели социальной поддержки
СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.......................................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................128
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................136
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................150
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Трансформация российского общества, начавшаяся в последнее десятилетие XX века, оказала существенное влияние на его основополагающий социальный институт - семью. Изменения произошли в большинстве сфер семейной жизни. Современные семьи существуют в условиях формирования нового типа социально-
экономических отношений. Происходит становление иной политической системы и интенсивная социальная реструктуризация российского общества. Все это обусловливает эволюцию массового сознания людей, меняются их убеждения, идеалы, стереотипы поведения, в итоге меняется и социальный облик российской семьи.
Ученые и специалисты по-разному оценивают изменения института семьи в российском обществе. Анализируя происходящие изменения, ряд исследователей приходит к выводу: семья переживает острый и глубокий кризис. Однако он может быть преодолен при принятии властью решительных и энергичных мер. Необходима в первую очередь политическая воля и четкая программа действий.
Не случайно в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации было отмечено, что главным в России являются семья, дети, женщины. В связи с этим была поставлена задача сосредоточиться на решении одной из главных для России проблем - демографической. «Тем более, что в обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для страны проблему»1. Решить эту проблему возможно прежде всего путем разработки стимулирующих мер социальной поддержки семьи с детьми.
В период перехода к рыночной экономике и правовому обществу
1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 г.
3
социальный статус индивида и его семьи с их личным трудовым вкладом, предусмотрительностью, предприимчивостью, бережливостью, отсутствием разрушительных для личности слабостей. Однако каждый вариант имеет также явные недостатки.
Уравнительная справедливость обеспечивает удовлетворение основных потребностей индивидов на едином для всех базовом уровне, который объективно не может быть высоким. Чаще, напротив, формируется социокультурный стереотип аскетического общества, для которого потребление - не главное; скромный, даже скудный уровень существования компенсируется представлениями о нравственной (или религиозной) ценности такого образа жизни.
С другой стороны, гарантированная обеспеченность, пусть даже на невысоком уровне, снижает мотивацию к активной человеческой деятельности, в значительной степени обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждения к труду, творчеству, успеху. Временные социальные трудности превращаются в застойные, постоянные, наследственные, формируется «культура бедности и пособий», минимизируется ответственность человека за возникающие в его жизни проблемы1. Любое социальное благо, которое защищает человека от трудностей, можно считать средством, помогающим его существованию, но в то же время оно ослабляет его желание самостоятельно решать свои проблемы. Создается парадоксальная ситуация: чем выше уровень попечительства со стороны государства, тем больше стимулов быть бедным . Кроме того, социальная поддержка слабых индивидов осуществляется за счет сильных и в ряде случаев воспринимается этими последними как социальная несправедливость, как поощрение лени и распущенности.
Поэтому те более или менее сильные элементы уравнительной справедливости, которые реализуются в социальной политике современных
! Рожик В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. - 1997.-№2.-С.62.
2 Рыбаков А. Две модели//Вестник социальной работы. - 1994. - №1. - С.80.
15
государств, закономерно приводят к нарастанию бюджетных трудностей из-за бремени социальных расходов, к снижению экономической активности, к падению конкурентоспособности национальной продукции и приходу к власти носителей распределительной справедливости. Проводится политика сокращения ряда социальных обязательств государства, интенсификации труда и более тесной связи между благосостоянием семей и их трудовыми усилиями.
Повышение эффективности экономики в результате таких преобразований приводит к тому, что возрастает объем социальных ресурсов и усиливаются общественные представления о необходимости поддержать слабых членов общества: наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов слоев вызывает моральный дискомфорт у благополучных групп и представляет для них источник социальной напряженности1. Поскольку социальная помощь только объективно слабым индивидам и семьям принципиально невозможна (как свидетельствует практика западноевропейских стран, стоимость административного обеспечения адресной услуги в 2-3 раза превышает стоимость самой услуги) , она начинает предоставляться если не всем, то достаточно широкому кругу получателей, что поднимает уровень жизни населения данного государства, но вновь снижает эффективность экономики. Цикл повторяется снова. Его описывают как маятниковые колебания от консерватизма к либерализму и обратно'’.
Характерно, что при всех существующих противоречиях от самого принципа социальной справедливости люди современных обществ не отказываются, уделяя большее или меньшее внимание одному из ее вариантов в зависимости от типа общества, традиций и обычаев страны, от
1 Ратников В.П. Социальная справедливость и рыночные отношения // Теория и практика социальной работы; проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1992. -С.51.
2 Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. -М., 1999.-С.70.
* Ярошенко С. Теоретические модели бедности. // Рубеж: Альманах социальных исследований. -1996.-№9.-С. 12.
16